ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Михаил Ефимович опять дал волю чувствам. Обещал подчиненным, что ответят “по полной строгости”. В общем, выругался внятно, жестко, только поздно.

Страна весь июль и половину августа жила в режиме сухого закона. Безалкогольная вертикаль пронзила все российское общество, включая гламурные рестораны в самых светских уголках Москвы.

Но чиновники молча делали, точнее, не делали свое дело, а граждане терпели. Г-н Фрадков, правда, предпринял в конце июля попытку исправить ситуацию. Вино в магазины завезли, но виноватых не нашли, и о проблеме забыли.

Не забыл только президент и на прошлой неделе в доверительной беседе с народом констатировал, что с задачей поимки и наказания зачинщиков алкогольного дефицита премьер не справился. И вот тут, конечно, г-н Фрадков развил фантастическую активность: и топает, и кулаком стучит, и кажется, что следственные мероприятия по поиску виноватых сам проводит.

И правительственные, и кремлевские чиновники признают, что это обычная премьерская логика: пока Путин не грянет, Фрадков не перекрестится. В остальное время правительство погружается в стихию бездеятельности и безысходности.

“Поработать дайте, говорю, просто поработать, – возмущается один высокопоставленный госчиновник, которому регулярно приходится иметь дело с аппаратом Фрадкова. – Мы же время теряем, реформы не идут. Страна свой шанс теряет!” Этот чиновник не один такой. Все, кому посчастливилось участвовать в совещаниях под руководством премьера, с нежностью вспоминают экс-председателя правительства Михаила Касьянова.

Говорят, Фрадкову уже давали понять, что время вышло, и премьер жил в режиме отставки. Но, видимо, по совету ближнего рука президентская дрогнула, и Михаил Ефимович остался.

Объяснить отказ Путина руководствоваться интересами экономического прорыва страны, оставляя Фрадкова у власти, можно только интересами стратегическими.

Сейчас при феноменально высоких ценах на нефть страна живет хорошо, каким бы слабым ни было правительство. Президенту ничего не стоит заменить председателя правительства, но это породит лишь новый всплеск хаоса и передел сфер влияния в кабинете министров. Поэтому, чем рушить стабильность, лучше спокойно просчитывать и распределять механизмы новой властной конструкции на период после 2008 г. К тому же, кто бы ни возглавил правительство, он будет смотреться по крайней мере неплохо на фоне нынешнего премьера.

Вопрос только в том, чтобы рядовые чиновники, те, кому после 2008 г. вновь придется взяться за работу, не отвыкли от своих прямых обязанностей и не утратили веру в себя.

Что касается будущего Фрадкова, то его, скорее всего, ждет спокойная чиновничья должность, на которой он никому ничем не будет обязан. Ведь человек-то он, наверное, хороший, просто такой профессии не бывает.