Минтранс спорит с РЖД


Послезавтра правительство рассмотрит ход реформы РЖД. Главным докладчиком будет Минтранс, а основным вопросом – план по выделению из монополии грузовых перевозок, заявил вчера высокопоставленный источник в министерстве. РЖД собиралась создать новую 100%-ную “дочку” – ОАО “Грузовая компания РЖД” – уже в 2007 г. Ей РЖД планировала передать 531 914 грузовых вагонов (почти 80% парка), чтобы уже в 2007 г. та получила $2,8–3 млрд выручки. Как самостоятельный оператор она могла бы на равных конкурировать с частниками. Капитализация Грузовой компании, по оценке Morgan Stanley, должна была составить $6,4–8,9 млрд. И в 2008–2009 гг. РЖД рассчитывала продать до 49% ее акций на бирже, направив $3–4 млрд на инфраструктуру и реновацию парка локомотивов.

План РЖД пока невыполним, считает высокопоставленный источник в Минтрансе. В середине года РЖД уже создала две “дочки” со специализированным парком – “Трансконтейнер” и “Рефсервис” и в первые месяцы их работы было много технических, процедурных накладок, говорит он. “Дочки” подняли тарифы, а сама РЖД отказывала в перевозке отправителям грузов со ссылкой на отсутствие парка. Так что “рисковать” всем оставшимся парком РЖД “преждевременно”, уверен чиновник. Минтранс предложил РЖД согласиться пока на выделение одной узкоспециализированной “дочки” – по перевозке нефти и нефтепродуктов. А компанию, в распоряжении которой будет весь парк, создать только к 2010 г. Но РЖД отказалась.

Чиновник Минтранса полагает, что в 2007 г. появится не Грузовая компания, а меньшая по размерам “дочка”, которая получит парк для перевозок, где сейчас сильны частники (нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, удобрения и металлы). Как именно выделять перевозчиков, Минтранс предполагает написать в целевой модели развития рынка, которую подготовит к концу 2006 – началу 2007 г.

РЖД настаивает на том, что создавать Грузовую компанию нужно в 2007 г. и только на базе основной части парка. Ведь $4 млрд от ее IPO нужны для всей компании уже сейчас, говорит представитель РЖД Михаил Гончаров: “План РЖД полностью взвешен и выполним, он отвечает интересам государства и рынка”. РЖД отвергает упреки в неэффективной работе “Трансконтейнера” и “Рефсервиса”. Минэкономразвития поддерживает план РЖД, но с одной оговоркой: к 2010 г. Грузовая компания должна стать не просто оператором, но и получить локомотивы, как и другие участники рынка, считает и. о. директора департамента Евгений Михайлов.

Минтранс не впервые оппонирует РЖД, защищая интересы частных операторов. В феврале РЖД отказала в передвижении по своим веткам сразу нескольким операторам, ссылаясь на инструкции МПС 1992 г. Минтранс тогда заставил РЖД снять ограничения.

Грузоотправителям нравится схема РЖД. Но они настаивают на том, что госкомпания и ее новая “дочка” должны получить жесткие поведенческие условия. РЖД в любой момент должна иметь право брать в аренду переданной Грузовой компании парк, если грузоотправитель захочет везти грузы по тарифам РЖД, говорит транспортник металлургической компании. Но выделение “дочки” необходимо, чтобы сделать прозрачными ее расходы на перевозки. Масштабы, на которых настаивает РЖД, позволят Грузовой компании снизить издержки, полагает он.

Операторы, напротив, уверены, что прав Минтранс. Грузовая компания задавит рынок, став еще одной монополией, считает председатель совета директоров Дальневосточной транспортной группы Раиса Паршина.

Победителем в споре выйдет РЖД, думает директор департамента ФБК Игорь Николаев: административный ресурс у нее серьезнее, а ее программа лучше подготовлена.