Грошовое дело


О том, что “Уралсиб” собирается увеличить свой пакет в “Копейке” до 100%, выкупив акции основателей сети, “Ведомостям” рассказал высокопоставленный сотрудник корпорации. По его словам, сделка может быть закрыта в течение месяца, а ее стоимость, соответствующая половине цены “Копейки”, “не превысит $600 млн”. “Пока факт сделки отсутствует, компания воздерживается от официальных заявлений”, – подчеркнула директор по связям с общественностью “Копейки” Анастасия Щукина. Но она подтвердила переговоры между акционерами.

“Я пока ни с кем не договорился, поэтому оставлю это [информацию о переговорах с “Уралсибом”] без комментария”, – заявил Сергей Ломакин, директор управления маркетинга сети и владелец 10% “Копейки”. Узнать планы других акционеров – основателей сети (ее президента Александра Самонова и члена совета директоров Артема Хачатряна) вчера не удалось.

Аналитик Банка Москвы Владимир Веденеев считает, что справедливая оценка “Копейки” – это 12–14 EBITDA. В 2005 г. EBITDA составила около $36,4 млн, в этом году прогнозируется на уровне $75 млн, т. е. “Копейка”, по версии Веденеева, стоит максимум $1,05 млрд.

Выход Самонова и его команды из капитала “Копейки” конкуренты прогнозировали еще несколько месяцев назад, когда компания объявила, что IPO откладывается. Руководитель департамента развития, слияний и поглощений сети “Патэрсон” Николай Габышев объясняет, что “Копейке” необходимы средства на дальнейшее развитие – их планировали получить за счет продажи акций на бирже. Задолженность у компании, по его данным, и так слишком велика, поэтому теперь деньги может дать только “Уралсиб” в обмен на увеличение своего пакета. Директор аналитического управления МДМ-банка Ким Искян отметил, что отношение долга к EBITDA “Копейки” на начало 2006 г. составляло около 3, что является достаточно высоким показателем для продуктового ритейлера.

“Копейка” собиралась продать в РТС и на Лондонской фондовой бирже около 25% своих акций до конца июля. Предполагалось, что это будут частично акции допэмиссии (13,04% в увеличенном уставном капитале), частично – нынешних владельцев. Причем “Уралсиб” не имел намерения сократить свой пакет в ходе IPO, а, напротив, рассчитывал его увеличить. Организаторы размещения (HSBC, “Ренессанс Капитал” и “Уралсиб”) оценивали компанию в $1,06–1,39 млрд. Но в ходе премаркетинга выяснилось, что инвесторы готовы покупать акции “Копейки” исходя из более низкой стоимости компании – $750–800 млн. Топ-менеджер “Уралсиба” тогда отмечал, что акционеры, желавшие сократить свой пакет, – Самонов, Ломакин и Хачатрян – “были очень разочарованы” и IPO отложили.

Полученные от IPO средства эти акционеры могли направить в собственные проекты. Год назад Самонов рассказывал “Ведомостям”, что готов сократить свой пакет в “Копейке”, а вырученные деньги потратить на строительство торговых центров. Менеджер Centrum Group Russia, консультировавшей ритейлера, уточнял, что Самонов собирается строить торговые центры площадью 40 000 кв. м в радиусе 300 км от Москвы в городах с населением от 100 000 человек.

Высокопоставленный сотрудник “Уралсиба” не исключает, что после консолидации 100% “Копейки” корпорация может продать сеть. Покупкой конкурента особенно интересовалась “Пятерочка”. В марте 2005 г. гендиректор сети Олег Высоцкий заявил, что “Пятерочка” сделала предложение всем акционерам “Копейки” о покупке их долей. Правда, переговоры так ничем и не закончились, а спустя примерно год контрольный пакет самой “Пятерочки” приобрела “Альфа-групп”. Но новым владельцам “Пятерочки” покупка “Копейки” тоже интересна. “Мы могли бы рассмотреть такой вариант”, – говорит гендиректор X5 Retail Group (владеет “Пятерочкой” и “Перекрестком”) Лев Хасис.