Россия готова купить А-380


Источник в администрации президента подтвердил “Ведомостям”, что Россия настроена на глубокую кооперацию с EADS. В первую очередь речь идет об интеграции в самом крупном и прибыльном для EADS сегменте – гражданского самолетостроения: “Мы готовы все гражданское самолетостроение объединить в общий бизнес”. Участие в отдельных проектах, по его словам, России менее интересно: “Мы стоим перед выбором – либо пойти по собственному пути развития с привлечением больших бюджетных средств, либо интегрироваться с европейским авиапромом, для которого мы не только партнер, но и крупный рынок сбыта”. В частности, говорит он, правительство имеет возможность помочь EADS в трудной ситуации, настояв на покупке “Аэрофлотом” 22 лайнеров Airbus-380.

В интервью Financial Times президент ВТБ Андрей Костин заявил, что часть российских авиапроизводителей заинтересована в более тесной кооперации с EADS, а формой такого сотрудничества могли бы стать обмен активами, совместное производство или даже создание панъевропейского авиастроительного холдинга. Костин не предложил конкретных рецептов и добавил, что ВТБ может и вовсе продать пакет в EADS, если увидит возможность получить прибыль.

О покупке ВТБ доли в EADS стало известно в сентябре. Тогда же помощник президента России по международным делам Сергей Приходько дал понять, что Россия хотела бы получить блокирующий пакет EADS, чтобы влиять на принятие решений в корпорации. В официальном ответе сопредседателей совета директоров EADS Манфреда Бишофа (DaimlerChrysler) и Арно Лагардера (Lagardere) говорилось, что EADS не собирается допускать Россию до участия в управлении корпорацией.

Источник в администрации президента говорит, что больше вопрос об участии России в управлении EADS не поднимается. Вместо этого чиновники намерены предложить корпорации роль спасителя российского авиапрома – у Airbus есть технологии и опыт, ее самолеты продаются по всему миру. “У нас сейчас с этим проблема, мы заинтересованы в кооперации, – продолжает он. – Взамен мы сможем отдать лучшее, что у нас есть”. Российские предприятия могут обеспечить “самую плотную и сильную кооперацию по производству фюзеляжей, перестройке самолетов” и проч.

В EADS от комментариев отказались, в DaimlerChrysler и Lagardere получить их не удалось.

Аналитик “Ренессанс Капитала” Марина Алексеенкова полагает, что, передав Airbus все гражданское самолетостроение, Россия может рассчитывать максимум на 10% его акций. Но даже это стало бы большим подарком для российского авиапрома, считает гендиректор консалтинговой компании “Инфомост” Борис Рыбак: “Самостоятельно наверстать отставание практически невозможно”.

Договориться об объединении активов будет непросто. Для начала EADS нужно понять, что она может получить от России и что может дать ей сама, говорит источник, знакомый с позицией EADS.

“На данный момент такое объединение невозможно, – соглашается источник, близкий к создаваемой Объединенной авиастроительной корпорации. – Интеграцию российского и европейского гражданского самолетостроения можно воспринимать как долгосрочную стратегическую задачу, а понять, насколько она выполнима, можно лишь путем вхождения России в отдельные проекты EADS”.

Рыбак и вовсе считает, что максимум, на что способны российские предприятия, – это организация несложного подрядного производства.