Нью-Калуга


Администрация Калуги представила на I Московском форуме недвижимости Moscow Real Estate Forum проект строительства “Правгорода” на юго-западе Калуги. Стройка связана с организацией в городе сборочного производства Volkswagen, объясняет министр экономического развития Калужской области Николай Любимов. Соглашение о строительстве автозавода было подписано в мае (инвестиции до 2010 г. – 400 млн евро, мощность производства к 2009 г. – до 115 000 автомобилей в год). На заводе VW будет работать 2500 человек. Кроме того, концерн собирается привести с собой своих поставщиков – для них калужские власти создают технопарки “Грабцево” и “Калуга Юг”.

«Мы рассчитываем на привлечение рабочей силы из-за рубежа и увеличение количества рабочих мест на 10 000. Поэтому и родился проект “Правгород”, – рассказывает мэр Калуги Максим Акимов. По его словам, город появится на 900 га на правом берегу Оки – это земли сельхозназначения, сейчас администрация переводит их в категорию поселений. “Здесь будет возведено более 1 млн кв. м жилья, где смогут жить 50 000 человек. Мы делаем ставку на малоэтажную застройку”, – сообщил мэр. Проект рассчитан на 10–12 лет. Концепция разработана совместно с санкт-петербургским НИИ градостроительства.

Представитель калужской мэрии оценил инвестиции в “Правгород” примерно в $1 млрд. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, по словам Акимова, это “пятерка” крупнейших девелоперских компаний России. Назвать их он отказался. В группе компаний “ПИК” и “Главстрое” “Ведомостям” подтвердили факт переговоров. “Мы считаем Калужскую область интересным регионом и уже имеем опыт работы там, – рассказал гендиректор “Главстроя” Артур Маркарян. – План построить и реализовать 1 млн кв. м жилья я бы назвал оптимистичным, пока там рынок не очень активный”. А Сергей Канаев, гендиректор компании “ПИК-Регион”, признался, что компания следит за развитием ситуации, но пока никаких решений не принимала. В “СУ-155” и “Интеко” сообщили, что переговоры не вели.

Инвесторов Калуга будет отбирать в следующем году на конкурсах. Город будет выставлять участки, определив их функциональное назначение, а инвестор сам разработает архитектурное решение. Правда, его затем должны одобрить власти. “Помимо жилья будут построены офисы, выставочные и торгово-развлекательные комплексы, гостинично-туристический центр. Заказчиком выступит город, так как мы не хотим, чтобы участки расхватали и осваивали стихийно”, – рассказывает Акимов.

“По мере организации производств Калуга должна обрастать жильем, гостиницами, магазинами и т. д. Успех проекта во многом зависит от того, как городские власти будут решать вопросы инфраструктуры – подключение к газу, электричеству, строительство дорог”, – считает вице-президент “ОПОРы России” Алексей Кожевников.

Калуга может стать промышленным округом, полагает Кожевников. Такой округ в России уже есть – это подмосковное Ступино. В 1993 г. его администрация приняла решение привлечь иностранных инвесторов, предоставив им налоговые льготы. Сегодня, по словам замглавы администрации Ступинского района Ивана Паламарчука, в городе работают более 30 иностранных компаний, в том числе “Марс”, “Кампина”, Frito Lay, E.T.L., и строится еще семь новых производств. На них занято 2500 человек, а в обслуживающих отраслях – еще 5000. Ступинский район – лидер Московской области по накопленным прямым иностранным инвестициям, которые превышают $750 млн. Паламарчук рассказывает, что растущее производство стимулирует развитие инфраструктуры: например, ввод жилья по сравнению с серединой 90-х гг. удвоился (в 2005 г. построено 40 000 кв. м). По данным “Бюро недвижимости Агент 002”, стоимость жилья в Ступине составляет $1200–1800, а в Клину, находящемся на таком же расстоянии от Москвы, на 20% меньше.