Присутственное время


Согласно исследованию компании Vitabiotics (британский производитель витаминов и комплексных препаратов для женщин), 10% работающих англичанок трудятся больше десяти часов в день. При этом 52% из них жалуются, что мужья или партнеры практически не помогают им по дому. В России согласно опросу ВЦИОМ (см. таблицу) 81% женщин считают, что одновременно заниматься семьей и делать карьеру трудно и очень трудно. Психологи говорят о комплексе «плохой матери»: она постоянно мучится угрызениями совести из-за того, что не уделяет ребенку достаточно времени.

Светлана Головина, директор архитектурной мастерской Х.Y.Z., вышла на работу через две недели после родов: «В тот момент не было возможности оставить работу, и, конечно, комплекс «плохой матери» у меня был достаточно сильный. Но, когда ребенок стал старше, все наладилось. Если все правильно организовать, то работу можно прекрасно совмещать с заботой о ребенке».

Существует утешительная для многих работающих мам концепция «присутственного» времени, сформулированная британским социологом Фрэнком Фьюреди в книге «Параноидальное воспитание». Он пишет, что даже то время, когда родители (или один из них) просто присутствуют дома, все равно благотворно для ребенка. Это мнение разделяют не все. Председатель правления общества семейных консультантов и психотерапевтов Анна Варга считает, что прежде всего имеет значение качество общения: «Важно, когда мама дома и она доступна: не занимается хозяйственными делами, не разговаривает по телефону. И насколько она «включена» в общение с ребенком».

Но приходится идти на компромисс. Директор галереи VP-studio Вера Погодина рассказывает, что вернулась к активной работе, когда ее дочери исполнилось 7 месяцев: «Сейчас ей уже восемь лет, и работа по-прежнему отнимает все мое время. Заниматься с ней, когда я возвращаюсь домой, уже нет сил – это делает бабушка. Конечно, я испытываю чувство вины, поэтому стараюсь хотя бы вечером быть рядом. Даже когда я просто присутствую – это уже хорошо».