ВЕКТОР


Ни цента американцам

Больше года назад “Аэрофлот” объявил конкурс на поставку минимум 22 новых дальнемагистральных самолетов. Соискателями контракта выступили Boeing со своей новинкой 787 Dreamliner и Airbus – со своим A-350. “Аэрофлот” хотел Boeing, но главный акционер, правительство, никак не мог сделать выбор. В сентябре “Аэрофлот” придумал выход из положения и заявил, что готов удвоить заказ, закупив по 22 лайнера у каждой из компаний. Чиновники и это предложение подвесили.

Поддержать “Аэрофлот” решил его частный акционер – Национальная резервная компания (НРК). В том же сентябре НРК и Boeing подписали временный контракт на 22 Boeing-787 с поставкой в 2010 г. НРК собиралась переуступить его 1 ноября “Аэрофлоту”, сделав за него и авансовый платеж примерно на $40 млн, чтобы перевозчик не потерял места в графике поставок: очередь за B-787 выстроилась серьезная, а скидку Boeing предложил значительную.

Но поскольку решения, кто будет поставщиком “Аэрофлота”, по-прежнему нет, срок соглашения у НРК истек. Продлевать его НРК не стала, деньги ей вернули, говорит заместитель гендиректора НРК Леонид Душатин.

“Аэрофлоту” придется смириться с мыслью об Airbus. ВТБ приобрел около 6% акций корпорации EADS, владеющей 100% акций этой компании. А президент ВТБ Андрей Костин заявил, что наши авиапроизводители заинтересованы в более тесной кооперации с EADS – создании совместных предприятий и даже панъевропейского авиастроительного холдинга. А лучше всего дружбу между Россией и EADS может скрепить контракт на закупку у Airbus лайнеров А-350.

Лишняя мелочь

Самые мелкие российские деньги – одно- и пятикопеечные монеты – снова рискуют остаться в прошлом. Гиперинфляция уже выводила их из обращения, но деноминация 1998 г. вернула железную мелочь в кошельки россиян. Теперь копейке снова грозит смерть. Диагноз экономический, но не инфляционный – уж больно убыточен их выпуск, поведал “Известиям” куратор денежного обращения, первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский.

Впрочем, сыграть в “орел или решка” с российскими деньгами все равно будет можно. Ведь на смену копеечным монетам должны прийти червонцы. Именно в пользу 10-рублевых монет будут выводиться из оборота аналогичного достоинства купюры, ранее говорил Лунтовский. И здесь тоже сугубо прагматический расчет – банкнота служит всего полгода, а монета – лет 10–15. Ну а дальше экономический прагматизм продемонстрируют продавцы, которые станут округлять цены в большую сторону. Инфляцию это сильно не увеличит, а вот симпатий граждан к обновлению монетного ряда не прибавит. Хоть и расплачиваться им станет удобнее.