Вредные советы


Спамеры рекомендуют

Аналитики “Лаборатории Касперского” отметили, что в последнее время финансового спама стало значительно больше. В январе на предложения финансовых услуг приходилось 6,6% спама, а в сентябре эта доля удвоилась – 13,7%. А ведь еще в январе 2005 г. доля инвестиционного спама, по данным компании Sophos, составляла всего 0,8%. Сейчас они оценивают ее в 15%. Этот скачок обеспечили предложения купить акции. В последние 2–3 месяца они составили около 9% общего потока нежелательной почты, констатирует спам-аналитик “Лаборатории Касперского” Анна Власова.

Спамеры призывают покупать акции той или иной компании не первый год. Но эксперты по компьютерной безопасности удивляются, насколько популярной стала эта разновидность спама. Власова отмечает, что спамеры рассылают такие письма волнами. Первая, отмечают эксперты “Лаборатории Касперского”, нахлынула в конце августа, вторая – в середине сентября. За неделю с 18 по 24 сентября на такие письма пришлось 14% спама, а на следующей неделе – 6%. Как раз в конце августа компьютерные мошенники стали использовать в рассылке новую технологию – так называемый анимированный спам, говорит Власова.

В последнее время спамеры перестали писать, что именно они от нас хотят. Вместо этого они посылают нам живые картинки. Эксперты “Лаборатории Касперского” обратили внимание на то, что компьютерные мошенники в начале августа стали присылать письма с мини-мультфильмами в формате gif. Сейчас этот прием используется только для инвестиционных писем. Мы видим одну картинку, а на самом деле в письме содержится ролик из нескольких кадров, в каждом из которых по нескольку строчек. Власова признает, что индустрия защиты от спама не была рассчитана на распознавание такого мультспама, добавляя, что эксперты “Лаборатории Касперского” уже совершенствуют графические анализаторы.

Получали “заманчивые предложения” и сотрудники “Ведомостей”. В одном из них, поступившем 2 октября, нам советовали приобрести акции компании Bogue International (венчурные инвестиции), а 4 октября – консалтинговой компании American Unity Investments, 10 октября обещали, что акции Goldmark Industries, производящей потребительские товары, “феноменально вырастут в цене, как только начнется массированная PR-кампания”. Самые дешевые бумаги предлагали 18 октября – акции нефтедобывающей X-Tra Petroleum по $0,0055. В тот же день спамеры обращали внимание еще на одну нефтедобывающую компанию – Amerossi, чьи акции стоили $4,03.

Нередко через несколько дней следовало повторное предложение с призывом купить акции, причем их цены действительно росли – иногда почти в два раза. Появление инвестиционного спама приходилось точь-в-точь на день выхода какой-нибудь позитивной новости о компании.

В чем фокус

Идея мошенничества заключается в том, чтобы спровоцировать спрос, совместными усилиями подтолкнуть определенную акцию вверх и затем продать ее с прибылью. Американцы называют эту технологию pump-and-dump, т. е. “накачал и выгрузил”. Только раньше мошенники пользовались телефоном и загодя распространяли слухи среди биржевых игроков, а теперь рассылают информацию по электронной почте.

То, что этот старый трюк работает до сих пор, доказали ученые Лаура Фридер из Университета Пердью и Джонатан Зиттрейн из Оксфордского университета в статье “Спам работает: о связи биржевой активности и инвестиционного спама”, а также Райнер Боэме из Технического университета Дрездена и Торстен Хольц из Университета Мангейма, в апреле опубликовавшие исследование “Влияние инвестиционного спама на фондовый рынок”.

Зависимость между спамом и поведением акций стала более четкой, утверждают Фридер и Зиттрейн. Многие следуют “добрым советам”: вероятность, что в дни массовых рассылок объект рекомендации спамеров станет самой торгуемой бумагой, составила 81% против 6% в дни, когда спамеры отдыхали. В среднем после спам-атаки объемы торгов по рекомендуемой акции вырастают на 7% в течение пяти дней. Это, разумеется, отражается на цене акций.

Боэме и Хольц заметили, что внимание спамеров привлекают бумаги компаний, которые не публикуют финансовую отчетность и почти не предоставляют инвесторам никакой информации о себе. Авторы изучили акции 391 американской компании, которые спамеры рекомендовали к покупке с ноября 2004 г. по февраль 2006 г. Из них 68% котировалось в электронной системе торгов “Розовые листы” (Pink Sheets) и еще 32% – в диcплeйной cлyжбе Haциoнaльнoй accoциaции дилepoв цeнныx бyмaг (OTC Bulletin Boaгd). Фридер и Зиттрейн подметили, что мошенники стараются выбирать недорогие акции, сделки по которым проходят нечасто. Исследовав 307 акций, которые предлагали купить спамеры с января 2004 г. по июль 2005 г., они пришли к выводу, что цена и среднегодовой объем торгов такими акциями почти в два раза ниже среднестатистического в “Розовых листах” – $0,44 против $0,96 и $1,1 млн против $2,3 млн соответственно.

Такими акциями легко манипулировать, объясняет главный трейдер семейства фондов “Премьер” “Юниаструм Банка” Михаил Королюк: “Поскольку они стоят дешево и самих акций на рынке мало, то даже небольшой суммы достаточно, для того чтобы цена резко пошла вверх. А так как у инвесторов нет никаких данных об их деятельности, проверить информацию от спамеров невозможно, ей можно либо верить, либо нет”. Ему самому такой спам приходит постоянно. Профессионалы, работающие на американском фондовом рынке, жалуются, что спам подобного рода появляется сразу, стоит только засветить адрес электронной почты на каком-нибудь специализированном форуме.

Каков доход

“Это удивительный результат, поскольку мы думали, что со временем люди научатся реагировать на подобные вещи и эффективность этих рассылок снизится”, – недоумевают Фридер и Зиттрейн.

А пока спамерам удается неплохо зарабатывать на доверчивости инвесторов (см. врез). Не стоит следовать их рекомендациям и покупать акции в надежде на рост – на этом можно немало потерять. Профессионалы берут за свои советы деньги, а бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Фридер и Зиттрейн подсчитали, что покупка акций по рекомендации спамеров приносит в среднем убыток в размере 5,25% от вложенных средств в течение двух дней с даты получения письма. А по наиболее раскручиваемым акциям потери могут доходить и до 8%. “Эти цифры консервативны и не учитывают брокерские комиссии, которые платит инвестор”, – говорится в исследовании.

Сами же мошенники, напротив, неплохо зарабатывают. Фридер и Зиттрейн подсчитали, что покупка спамерских бумаг за день до рассылки с продажей в конце следующего дня превращает вложенные $10 000 в среднем в $10 490. Благодаря своей “прозорливости” за два дня мошенники получают 4,9–6% прибыли.