Жуков нашел крайних


Аббревиатура ЕГАИС минувшим летом вошла в лексикон каждого россиянина – когда с полок магазинов напрочь пропал алкоголь. С 1 июля оборот отечественного и импортного алкоголя, маркированного акцизными марками старого образца, был полностью запрещен. Оборудование для производства и оборота алкоголя надо было оснастить средствами измерения, автоматически передающими информацию в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота спирта и алкоголя – ЕГАИС. Благодаря ей у государства должна была появиться информация о каждой капле произведенного спирта, объяснял один из авторов нововведения, экс-председатель комитета по экономической политике Госдумы Валерий Драганов. Но из-за того что правительство задержало выпуск подзаконных актов, а сама ЕГАИС работала со сбоями, компании не смогли перемаркировать продукцию. Алкоголь начал появляться в магазинах только с 19 июля, когда чиновники разрешили “ручной режим” ввода данных в систему.

Счетная палата оценила потери производителей алкоголя в 6 млрд руб. только за I квартал 2006 г., импорт алкоголя за это время упал на 87%. Премьер Михаил Фрадков еще в июле поручил подчиненным найти и наказать виновников. А вчера во время заседания правительства вице-премьер Александр Жуков сообщил, что “за критическую ситуацию, сложившуюся на рынке алкоголя в результате недоработок при введении ЕГАИС”, объявлены выговоры замминистра экономического развития Андрею Шаронову, замминистра финансов Сергею Шаталову и замминистра сельского хозяйства Игорю Рудене. А на “работников тех организаций, которые занимались разработкой и внедрением технических средств ЕГАИС”, наложены “строгие дисциплинарные взыскания”, отрапортовал Жуков.

Министр экономического развития Герман Греф немедленно вступился за своего заместителя. Минэкономразвития не отвечает за регулирование алкогольного рынка и выговор Шаронову объявлен незаслуженно, сказал Греф. “Первый этап уже выполнен – наказание невиновных. Надо ждать второго этапа – награждения непричастных”, – добавил министр. Минэкономразвития было вовлечено в процесс разработки ЕГАИС только на первом этапе, в 2005 г., между первым и вторым чтениями законопроекта в Госдуме, напомнил Греф. За два дня до второго чтения представитель Минсельхоза “ввиду того, что его позиция не отвечала линии правительства”, был заменен на лояльного Шаронова, напомнил Греф. “Мы просто оказали услугу правительству”, – пояснил он.

А министр финансов Алексей Кудрин удивлен, что в списке наказанных нет представителей ФСБ и Федеральной налоговой службы, занимающихся непосредственным внедрением ЕГАИС. В ответ на недоуменный вопрос Кудрина об этом премьер велел провести дополнительное расследование и наказать сотрудников налоговой службы, если обнаружится их вина, рассказывает присутствовавший на заседании чиновник. “О сотрудниках ФСБ не было ни слова”, – возмущается он.

Все опрошенные “Ведомостями” чиновники правительства уверены, что наказаны совсем не те, кто на самом деле виновен в сбоях ЕГАИС. “Выговоры получили ответственные за подготовку подзаконных актов. А это было физически невозможно сделать за отведенное время”, – объясняет один из чиновников. Его коллега напоминает, что поправки в закон об обороте алкогольной продукции, предусматривающие введение ЕГАИС в ее нынешнем виде, появились в законопроекте в самый последний момент, перед третьим чтением. По информации источника, на принятии поправок настоял спикер Госдумы Борис Грызлов, выполняя просьбу главы ФСБ Николая Патрушева (ЕГАИС создавало подведомственное ему предприятие “Атлас”). Получить комментарии ФСБ вчера не удалось.

Президент подписал закон 31 декабря 2005 г., уже через день он вступил в силу, напоминает чиновник Минфина. А чтобы обеспечить функционирование ЕГАИС, нужно было разработать 20 постановлений правительства и 30 нормативных актов ведомств, говорится в записке Шаталова к заседанию.

“Налоговая служба подготовила нужные документы в рекордные сроки, а почему объявили выговор Минсельхозу, мы вообще не поняли”, – удивляется представитель крупного завода – производителя алкоголя. Участникам алкогольного рынка все равно, кто из чиновников получил взыскание, рассуждает вице-президент по маркетингу РВВК (водка “Флагман”) Герман Климовский. “Какая разница? Убытки нам все равно никто не возместит”, – объясняет он.