Airbus теряет лидерство


В 2003 г. Airbus впервые обошел по продажам своего главного конкурента – американский Boeing. Два года Airbus удерживал лидерство. Но в этом году у компании начались проблемы. Выпуск дальнемагистральной новинки А-350 отложен из-за низкого спроса на лайнер, поставки крупнейшего в мире A-380 переносятся на два года из-за технических сложностей. В очередной раз о переносе его продаж Airbus объявил в октябре. И вот компания начала терять заказчиков.

Во вторник вечером стало известно, что от 10 заказанных A-380 (грузовых версий) отказался крупнейший в мире авиаперевозчик грузов – американская FedEx Express. Она отозвала заказ на европейские самолеты и вместо них подписалась на 15 грузовых лайнеров Boeing 777 с опционом еще на 15, говорится в заявлении FedEx. В тот же день капитализация EADS упала на 3% до $21,5 млрд, но вчера вернулась на прежний уровень – $22,3 млрд.

“Мы сожалеем о решении FedEx, но считаем, что A-380 – высококонкурентный лайнер, отвечающий всем требованиям клиентов”, – говорит представитель Airbus. Других отказов, по его словам, не было. Ждет ли их Airbus, он комментировать отказался.

Без FedEx европейский концерн собрал к ноябрю заказы и предварительные соглашения от 15 компаний на 166 A-380 общей стоимостью $48–50 млрд без учета скидок. Крупнейшие заказчики – Emirates (43 самолета), Quantas (20), Singapore Airlines (19), AirFrance и американская UPS (по 10) – пока в желании повторить пример FedEx признаваться не спешат. Но недавно Emirates заявила, что крайне обеспокоена задержками в поставках, и направила на Airbus своих аудиторов для оценки рисков, которые могут быть вызваны сложившейся ситуацией. Изучает ситуацию и UPS, цитирует представитель авиакомпании Bloomberg. В AirFrance вчера от комментариев отказались. А Quantas на днях, наоборот, увеличила свой заказ с 12 до 20 суперлайнеров, объяснив, что приняла такое решение как раз после самостоятельного изучения ситуации с запуском A-380. Singapore Airlines от контракта отказываться не намерена, но рассчитывает получить от Airbus полную компенсацию за задержки, заявила “Ведомостям” представитель московского офиса авиакомпании Сиам Ошан.

EADS вчера уже отрапортовала о первых убытках из-за проблем с А-380. Корпорация планировала заработать в III квартале $182 млн чистой прибыли, но вместо этого получила $250 млн чистого убытка. Это произошло впервые за три года. Прибыль EADS за девять месяцев 2006 г. снизилась к прошлогоднему уровню на треть до $1,1 млрд.

Эксперты считают, что EADS надо готовиться к худшему. Глава консалтинговой компании R.W. Mann & Co Роберт Манн заявил Bloomberg, что за решением FedEx может последовать “каскад отказов” от А-380. Компания будет вынуждена удерживать клиентов скидками, что в итоге может сделать проект строительства лайнера неприбыльным, прогнозирует эксперт. Ослабление позиций EADS на руку России. Купив летом около 6% акций EADS, Россия рассчитывает на кооперацию с европейским концерном. Нынешние проблемы могут подстегнуть EADS к обсуждению такой кооперации, начало таких переговоров может стать своего рода PR-шагом, который должен будет показать, что концерн изучает все возможные способы для преодоления возникших сложностей, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.