Китайская угроза


Канадская Nations Energy в конце октября объявила, что договорилась о продаже 94,6% акций “Каражанбасмуная” китайскому госфонду China International Trust & Investment Corp. (CITIC). CITIC согласился заплатить за казахское месторождение $1,91 млрд, оказавшись щедрее других претендентов, среди которых, по словам источника в “Казмунайгазе”, были индийская ONGC и российские “Лукойл” и “Роснефть”. Сделку планировалось закрыть в декабре, и помимо “Каражанбасмуная” CITIC должен был получить компанию Argymak Trans Service LLP (занимается транспортировкой нефти) и Tulpar Munai Services (основной подрядчик на месторождении). За все это вместе китайцам пришлось бы заплатить $2,2–2,4 млрд, уточняет источник, знакомый с условиями сделки.

Соглашение между Nations Energy и CITIC еще должно одобрить правительство Казахстана. А теперь сделке воспротивились казахские парламентарии, обеспокоенные активной экспансией китайских компаний. В распоряжении “Ведомостей” оказалась копия письма, отправленная премьер-министру Казахстана Даниалу Ахметову членом комитета по социально-культурному развитию казахского парламента Валерием Котовичем. “В настоящее время под контролем китайских инвесторов находится почти четверть годовой добычи нефти в стране, – пишет Котович, – <...> дальнейшее увеличение их доли в общем объеме производства способно создать потенциальную угрозу суверенитету и безопасности Республики Казахстан”. Депутат интересуется, ведет ли казахское правительство “учет запасов полезных ископаемых, переданных инвесторам для разработки, в разрезе стран происхождения компаний” и “оценивает ли как потенциальную угрозу тот факт, что в отличие от России КНР располагает неограниченными людскими и денежными ресурсами, а в отличие от западных инвесторов имеет с Казахстаном общую границу”.

Запрос премьер-министру был отправлен на прошлой неделе и ответа еще нет, уточнила помощница Котовича. Получить комментарии официального представителя правительства Казахстана вчера не удалось. А один из чиновников подтвердил “Ведомостям”, что мнение Котовича разделяет ряд министров. Он напоминает, что осенью прошлого года другая китайская госкомпания – CNPC приобрела за $4,2 млрд PetroKazakhstan и получила 9,5% всей добычи нефти и конденсата в Казахстане – 5,5 млн т. После приобретения Каражанбасского месторождения китайцы смогут контролировать треть нефтедобычи в его стране, опасается чиновник. В то время как Казахстан всегда стремился диверсифицировать доступ иностранных инвесторов к нефтегазовым ресурсам и соблюдать баланс интересов, отмечает он.

С представителями CIТIC связаться не удалось, а сотруднику офиса CNPC в Казахстане ничего не известно о намерении казахских чиновников заблокировать для китайцев покупку Каражанбасского месторождения. Руководитель российско-китайского центра торгового сотрудничества Сергей Санакоев считает попытки казахских чиновников “бесперспективными”. “В конце концов решение будет принимать президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, а вряд ли кто-либо еще из компаний даст столько денег, сколько китайцы”, – уверен Санакоев. Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров, напротив, не исключает, что китайцам в итоге не достанется Каражанбас. И тогда шанс получить этот актив появится у российских компаний. Представители “Роснефти” и “Лукойла” затруднились прокомментировать интерес к Каражанбасу. “Мы пока не планируем участвовать в добыче в Казахстане, там активы слишком дорого стоят”, – говорит президент “Газпром нефти” Александр Рязанов.