Китайский маршрут


“Русал” не полностью обеспечен собственным сырьем, и все его предыдущие покупки за границей решали именно эту проблему. “Русал” владеет бокситовыми рудниками в Гайане, сырьевым комплексом во Фрие (Гвинея). Управляет Компанией бокситов Киндии. Два года назад приобрел 20% крупнейшего в мире глиноземного завода Queensland Alumina.

Слияние “Русала” с “Суалом” и активами Glencore делает компанию полностью независимой от внешних поставщиков сырья. И теперь “Русал” задумался о глобальных проектах по завоеванию перспективных рынков. Вчера на российско-китайском инвестиционном форуме замгендиректора “Русала” Александр Лившиц заявил, что “Русал” хотел бы построить в Китае глиноземный завод мощностью 1,2 млн т в год, передал “Интерфакс”. Перерабатывать глинозем “Русал” будет там же. Компания изучает возможность строительства в Китае алюминиевого завода мощностью 600 000 т в год и электростанции мощностью 1000 МВт.

Решение о реализации этого проекта еще не принято, его изучение займет минимум год, уточнила представитель “Русала” Вера Курочкина. Интерес компании к китайскому рынку она объясняет тем, что на долю Китая приходится 1/3 мирового потребления алюминия и “Русалу” интересно закрепиться на таком рынке.

Конкуренты “Русала” уже давно работают в Китае. У Alcoa там семь заводов, у Alcan – 16. Крупнейший производитель алюминия в Китае – местная Chalco, в прошлом году выпустившая около 1 млн т алюминия. Аналитик “Траста” Александр Якубов отмечает, что для “Русала” это будет трудный проект, ведь в Китае велика стоимость электроэнергии. Строительство электростанции может обойтись до $3 млрд, а еще $2–2,2 млрд понадобится на строительство двух заводов, добавляет аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. Он считает, что без партнера “Русал” этот проект не осилит. Другая проблема Китая – отсутствие собственных бокситов (сырье для выпуска глинозема, из которого делается алюминий). Даже Chalco закупает бокситы на стороне. По данным НП “Алюминий”, в 2005 г. Китай импортировал 2,17 млн т бокситов. Ввозить их придется и “Русалу”, говорит Нуштаев.

Тем не менее поход в Китай – хорошая идея, считают эксперты. Спрос на алюминий там будет расти, а глинозем лучше перерабатывать на месте, ближе к потребителям металла. За последние 2–3 месяца на спотовом рынке глинозем подешевел более чем вдвое – до $250 за 1 т и возить его для переработки в Россию нерентабельно, говорит Нуштаев. “Суал” не имеет ничего против глобализации бизнеса объединенной компании, но о конкретных планах будущего холдинга по укрупнению его бизнеса говорить преждевременно, сказал представитель “Суала” Алексей Прохоров.