Калинин отсидел


Как сообщила пресс-служба Минюста, Калинин подал рапорт об увольнении на пенсию по собственному желанию: 28 октября ему исполнилось 60 лет. Во ФСИН эту информацию подтвердить не смогли: по словам сотрудников пресс-службы, эта новость стала для них полной неожиданностью. Сам Калинин оставался недоступным для журналистов. Однако источник в Минюсте говорит, что отставка была ожидаемой: “Все знали, что это вопрос времени. Юрий Иванович был слишком независим, чтобы ужиться с новым руководством, которое намерено жестко контролировать подведомственные службы”. Независимость ФСИН зашла так далеко, что проверяющих из Минюста перестали пускать в исправительные учреждения, мотивируя тем, что в состоянии проводить проверки самостоятельно, говорит чиновник.

“Калинин давно мечтал о создании самостоятельной службы исполнения наказаний, – рассказывает член совета при президенте по совершенствованию институтов гражданского общества Валерий Абрамкин, – он даже пошел на формальное понижение, поменяв должность замминистра на пост директора ФСИН, когда она создавалась. Он почувствовал себя там полным хозяином”.

На то, что учреждения ФСИН закрыты для Минюста, публично жаловался прежний министр. Попытку покончить с автономией служб новый министр Владимир Устинов предпринял летом, когда изложил президенту план реформирования ведомства. По словам чиновника одной из служб, речь шла об усилении аппаратного контроля за их деятельностью. План Устинова не был одобрен, добавляет источник.

Но во время прямой линии президента с народом о злоупотреблениях в учреждениях исправительной системы заговорил уже глава государства – со ссылкой на обращение заключенных одной из колоний Пермского края. “Это не первый сигнал подобного рода”, – сказал тогда президент и пообещал, что поставленные вопросы “будут самым тщательным образом изучены” Генпрокуратурой. О результатах проверки исправительных учреждений края Генпрокуратура официально сообщила в четверг: заявления осужденных о незаконном применении к ним специальных средств и физической силы подтвердились, возбуждено два уголовных дела.

В последние четыре года наблюдается угрожающий рост социальной напряженности в местах лишения свободы, грозящий настоящим взрывом, напоминает Абрамкин: голодовка заключенных Санкт-Петербурга, массовое членовредительство в колонии Льговской области, захват заложников в московском СИЗО № 9. Одной из причин происходящего Абрамкин называет начатую при Калинине борьбу начальства колоний с тюремной субкультурой, которая сопровождается бесконтрольным насилием и давлением на осужденных. Просто смена руководства ФСИН мало что изменит, отмечает эксперт. Но начать устанавливать контроль за службами Устинов должен был именно с Калинина: руководители двух других служб являются представителями сильных “питерских” кланов, констатирует политолог Алексей Макаркин.