ПРАВИЛА ИГРЫ: Двойной налог


Фонд “Индем” выпустил очередной отчет о состоянии коррупции в России. По оценке фонда, 7% оборота – не прибыли, заметьте, а оборота – российских компаний незаконно уходит в карманы чиновников. В течение года, по оценке фонда, в стране берется и дается 39 млн взяток. При этом вероятность того, что чиновник за взятку будет наказан, ничтожна – из каждых 100 000 взяток нарушителя приводит в тюрьму всего одна. Трудно себе представить преступление с более низкой раскрываемостью – в сущности, это полная безнаказанность.

Развивается несколько чрезвычайно неприятных тенденций. Например, действовать, не имея “крыши” в лице главы местной администрации (в зависимости от уровня фирмы), становится невозможно. Еще несколько лет назад такой патронаж был привилегией для избранных, а не необходимостью для всех.

Правила и законы непрерывно меняются, и если делать все по закону, то планирование деятельности становится невозможным. В результате уменьшается горизонт планирования – бизнес переориентируется на краткосрочные стратегии по принципу “схватить и убежать”.

В отличие от беспорядочных 90-х сейчас органы власти зачастую не просто закрывают глаза на нарушения законов со стороны предпринимателей, а в буквальном смысле заставляют тех становиться нарушителями. Так, черная касса нужна фирмам потому, что незарегистрированная наличность необходима для уплаты взяток. При этом, вопреки общему мнению о взятках как способе ухода от налогов, сейчас уже объем взяток, который платит фирма, часто оказывается выше, чем объем сэкономленных на нарушениях налогов. Другими словами, львиная доля коррупции – это не покупка незаконных привилегий. Это дань, которую чиновники силой вымогают у фирм, не давая ничего взамен, а предприниматель, чтобы нести это бремя, вынужден крутиться как угодно, в том числе и недоплачивая на свой страх и риск официальные налоги.

Круговая порука различных органов власти достигла практически советских масштабов. Если еще несколько лет назад (говорю по опыту собственных исследований) напустить все подряд контрольные службы на неугодную фирму мог только очень большой начальник при очень большом желании, то сейчас предприниматель, осмеливаясь вступить в конфликт с любым из контрольных органов, заранее ожидает проверок по всем фронтам.

Кроме того, перекрыты оказались практически все каналы апелляции на незаконные решения, принимаемые органами власти. Суды весьма благосклонны к административным органам, а тех, кому удается выиграть суд, местные чиновники считают нарушителями конвенций и делают все, чтобы наказать строптивых. Жаловаться по инстанциям не менее бесполезно – те, кто по должности должен контролировать контролеров, живут по той же коррупционно-бюрократической логике.

Концентрация власти в руках государства, таким образом, оборачивается не столько наведением порядка и стабилизацией правил игры для всех, сколько усилением позиций бюрократической корпорации, получающей все новые полномочия. Эти полномочия используются для того, чтобы перераспределить в свою пользу огромные средства. По оценкам генеральной прокуратуры, объем коррупции в стране составил $240 млрд – сумма, сопоставимая с федеральным бюджетом. На каждый рубль, который уходит из оборота фирм на пенсии, дороги, армию и оплату президентского кортежа, еще рубль идет прямиком в карманы контролеров.