Юбилейный гектар


Ольга Свиблова – директор, основатель и вечный двигатель Московского дома фотографии – этой весной отказалась занимать весь Манеж фотовыставками, потому что на больших площадях камерное, интимное искусство теряется. Действительно, просмотр фотографий гектарами может вызвать грустную мысль о перепроизводстве этого искусства, техники документации реальности и способа манипуляций с ней. Но ради праздника Свиблова рискнула – юбиляров не судят строго, а повод для масштабного показа, с чем, собственно, работает Московский дом фотографии, упускать нельзя.

Юбилейная выставка “Избранное из коллекции и новые поступления в фонды музея” механически продолжает безукоризненно выстроенную и тщательно отобранную экспозицию главного русского фотографа Александра Родченко. Но как только кончается его выставка “Фотография – искусство”, у зрителя взгляд начинает рассеиваться, а мозг отказывается обрабатывать бурный поток визуальной информации.

Уникальные снимки позапрошлого века, художественная, пикториальная русская фотография 30-х гг. (Александр Гринберг, Юрий Еремин), классика советского фоторепортажа (Борис Игнатович, Евгений Халдей, Аркадий Шайхет, Дмитрий Бальтерманц), снимки героев фотоандеграунда брежневской поры (в том числе замечательные ранние работы самого известного в мире русского фотографа Бориса Михайлова), выведенные в свет Домом фотографии новые отечественные дарования (Игорь Мухин, Сергей Чиликов, Сергей Братков), подарки западных фотозвезд (Уильяма Кляйна, Сары Мун, Мартины Франк). Кроме этого фотобогатства показывают еще произведения современного искусства, в основе которых лежит фотоизображение.

Винтажные снимки и авторская печать мешаются с перепечатками, и даже встречаются торжественно обрамленные плакаты прошедших выставок. Когда нужно большое зрелище, музейная щепетильность отдыхает.

Всего очень, слишком, много. Но таков стиль МДФ и его директора – сначала поразить зрителя количеством, а потом заставить его разбираться в смысле и качестве. Этот стиль, вернее, стратегия вполне отвечает потребностям нынешней ситуации, когда размах приносит проекту популярность, медийное внимание и спонсоров, а качество – уважение профессионального сообщества и критиков. Угодить всем – профанам и эстетам, западникам и почвенникам, художникам и зрителям – трудно, но иначе жить, а не только выживать любой культурной институции невозможно.

Но и огромная выставка – только конспект, краткий пересказ содержания деятельности молодого и популярного московского музея, приучившего москвичей разбираться в фотографии, ее культурной и исторической задаче, отличать хороших фотографов и привыкать к шокирующим новациям. Чтобы напомнить еще и о филантропической деятельности, на вернисаже выставки МДФ выдали премии за вклад в развитие фотографии: Вадима Гиппенрейтера наградила компания Sony, наследников Марка Гринберга – компания Pioglobal, желчный и эксцентричный англичанин Мартин Парр был отмечен MasterCard.

За 10 лет своей жизни Московский дом фотографии сделал более 1500 выставок. Последняя, юбилейная, слишком большая и эклектичная, чтобы быть образцовой, зато предпоследняя – выставка Родченко – безукоризненна. Обе характерны для работы самого стремительного бегущего вперед – к успеху и зрителю – московского музея.