Вино пьется лучше водки


Вчера Росстат подвел итоги работы алкогольной отрасли за январь – октябрь 2006 г. Период был не самым простым: в начале года заводы не работали из-за отсутствия новых акцизных марок, а в июле – из-за сбоев в ЕГАИС. Водочные заводы существенно сократили производство. На этом фоне хорошо выглядят производители вин (рост – 42,4% до 35,9 млн дал) и коньяков (51,5% до 4,75 млн дал).

Участники рынка признают, что им помог Роспотребнадзор, который запретил ввоз спиртосодержащей продукции из Молдавии и Грузии. Вина из этих стран занимали почти 50% нашего рынка. После запрета именно российские производители восполнили пробел, говорит директор по маркетингу и продажам Gerrus Group Кирилл Бутко. Он напоминает, что по итогам I квартала вина было произведено на 20%, коньяка – на 35% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А гендиректор торгового дома МВЗ (сбытовая структура Московского межреспубликанского винного завода) Евгений Калабин говорит, что растет благосостояние населения, потребитель переключается на вина.

Радикально иная ситуация на рынке крепкого алкоголя и спирта – их производство второй год стагнирует. По итогам 10 месяцев 2006 г. производство водки сократилось на 9,7% до 90,2 млн дал, спирта – на 25,8% до 41,08 млн дал. “Показатели просели потому, что производители почти четыре месяца стояли: вначале марок не было, затем ЕГАИС не работала”, – указывает президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. Достичь показателей 2005 г. невозможно: в ноябре – декабре надо производить по 21 млн дал водки, сетует Зивенко.

Сокращение объема производства спирта связано с поправками в закон “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, которые вступили в силу с 1 января 2006 г. Они требуют увеличения уставного капитала производителя спирта до 10 млн руб. “Это условие не смогли выполнить порядка 40% компаний, в результате количество заводов сократилось до 110”, – указывает начальник управления информации и внешних связей ФГУП “Росспиртпром” Дмитрий Добров.

Производство слабоалкогольных напитков и игристых вин демонстрирует ровный прирост. Слабого алкоголя выпущено на 9,2% больше, 42,2 млн дал, игристого – на 7,8% больше, 10,72 млн дал. “В начале года мы прогнозировали прирост сегмента слабого алкоголя на уровне 5–6% в натуральном выражении и 10–12% – в денежном, пересматривать цифры не планируем”, – говорит вице-президент по маркетингу компании “Хэппилэнд” Елена Герасимовская. По ее словам, ситуация негативно поменяется уже в начале следующего года, когда акцизы на спирт для производителей слабоалкогольных коктейлей вырастут на 96% и составят 162 руб. за 1 л безводного спирта.