ЦИФРА НЕДЕЛИ: 90,1%. Для своих


“Не важно, как голосуют, важно, как считают”, – сказал Иосиф Сталин. Правильно считать в России не разучились. На прошлой неделе Минпромэнерго объявило о завершении оценки активов, которые войдут в Объединенную авиапромышленную корпорацию. Оказалось, на первом этапе, который завершится до конца года, государство получит в ОАК 90,1%. В оплату своей доли оно внесет 100% акций АХК “Сухой”, который был оценен почти в $2 млрд. Еще на $350 млн “потянул” блокирующий пакет КнААПО. Единственными частными акционерами, которым достанется оставшийся пакет, будут нынешние и бывшие менеджеры “Иркута”. В оплату своей доли им придется внести 38,2% акций своей компании, которые чиновники оценили всего в $360 млн. Таким образом, по мнению государства, за “Иркут” можно дать лишь $940 млн, тогда как в момент объявления итогов оценки его капитализация составила $1,125 млрд. В следующем году ОАК вберет в себя оставшиеся госактивы, включая РСК “МиГ”, а также предложит свои акции владельцам частных предприятий. Итоговая конфигурация будет выглядеть так: 76% акций ОАК будут принадлежать государству, 24% – частникам.

Казалось бы, это решение должно было вызвать бурное негодование акционеров “Иркута”. Ведь, по данным Банка Москвы, его выручка в 2005 г. была на четверть больше, чем у “Сухого”, а портфель заказов и вовсе втрое превышал показатель крупнейшего государственного авиахолдинга. А еще в прошлом году в приватных беседах некоторые менеджеры “Иркута” говорили, что рассчитывают получить блокирующий пакет в ОАК. Но публичной реакции не последовало. Вместо этого инвесторы проголосовали рублем. С четверга бумаги “Иркута” подешевели на 8%, а капитализация компании снизилась на $80 млн.

Впрочем, ожидать чего-то иного от государства было бы сложно. Ведь обсуждавшиеся несколько лет поправки в законодательство, которые должны были увеличить максимальную долю иностранцев в капитале предприятий российского авиапрома с 25% до 49%, так и не были приняты. Да и к частному бизнесу государство с некоторых пор перестало проявлять симпатии. Впрочем, и унывать акционерам “Иркута” тоже не стоит. Совладельцы корпорации займут ключевые посты в ОАК. Да и нескончаемая борьба за лишние проценты тоже никому не нужна. Ведь с созданием ОАК российский авиапром станет сильнее. В первую очередь потому, что сможет отказаться от финансирования ряда дублирующих проектов. К тому же через два года ОАК может предложить часть акций инвесторам. Это произойдет в том числе и потому, что полученные государством 76% позволят ему выставить на продажу блокирующий пакет акций ОАК и при этом остаться контролирующим акционером компании.