И тратить приятно


Пластиковые карточки теперь используются не только по назначению – для оплаты покупок. Ими можно похвастаться: банки-эмитенты стали выпускать карты с необычным дизайном. American Express тестирует «карту-бабочку», которая складывается пополам и хранится в серебряном футляре, крепящемся к брелоку с ключами. «Инновации в оформлении кредитных карт – это сейчас самая обсуждаемая тема среди специалистов», – говорит Питер Воэн, вице-президент по маркетингу American Express.

Для этого есть серьезные причины. Последние несколько лет обороты «карточной» индустрии росли, но в ближайшем будущем всплесков ждать не приходится. Все, что остается, – переманивать клиентов друг у друга. И хотя держатели «дизайнерских» карт не получают никаких дополнительных бонусов или льготного обслуживания, компании-эмитенты утверждают, что согласно исследованиям люди придают особое значение внешнему виду кредиток.

Еще в 1990-е годы MBNA (сейчас часть Bank of America) выпустил необычные карты. Любой желающий мог заказать «персональную» карточку с изображением родного университета или любимой спортивной команды. Тогда это была настоящая революция. Затем компания J.P. Morgan Chase & Co. предложила карты со сценами из сериала и компьютерной игры «Звездный крейсер «Галактика». Их ярко-красную поверхность украшала надпись «Член экипажа «Галактика». «Пластиковая карта – это один из немногих финансовых продуктов, который можно продемонстрировать окружающим и выделиться», – говорит Мониш Кумар из Boston Consulting Group в Нью-Йорке.

Но настоящий бум начался, когда American Express запатентовал технологию, использованную для создания своей популярной карты – Blue. Как только была выпущена эта прозрачная карточка, она тут же привлекла всеобщее внимание. В компании утверждают, что, получив Blue, держатель начинал пользоваться ею больше, чем прочими картами. Ему чаще хотелось доставать ее из кошелька. «Все хотели карточку Blue, потому что она была сексуальной и желанной», – говорит Николас Куни, президент Versatile Card Technology (VCT), придумавший Blue для American Express.

За несколько лет VCT создала немало необычных карточек. Например такие, которые пахнут кофе и еще 90 другими ароматами. Сейчас VCT ведет переговоры с парфюмерными компаниями, чтобы выпустить серию с ароматами известных духов. Достаточно попасть в офис VCT, чтобы понять: необычные карты не просто развлечение, а серьезный бизнес. В запертых комнатах, которые можно открыть только магнитной карточкой, рабочие, одетые в целях безопасности в комбинезоны без карманов, вносят последние штрихи в два крупных заказа. Около 100 скрытых камер видеонаблюдения записывают малейшие перемещения внутри здания. Новые карты имеют покрытие, имитирующее поверхность теннисного или футбольного мяча. Сообщить какие-то детали о заказчиках компания не вправе. «Эти карты – настоящее произведение искусства», – говорит представитель VCT Меррилл Мартин. Производство карточек нового типа будет стоить на 25% дороже обычных, но заказчики готовы платить в надежде, что уникальный дизайн увеличит число клиентов.

На прошлогоднем экономическом форуме в Давосе American Express представила карту Red, часть средств от продажи которой пошла на борьбу со СПИДом и малярией в Африке. В планах компании – замена своей суперсовременной пластиковой карты Centurion на карты ручной работы из титана. Новые карты весят 15 граммов против обычных 5 и предлагаются клиентам, чьи расходы составляют не менее $250 тыс. в год. Президент VCT Николас Куни говорит: «Наши клиенты не хотят нас видеть, пока мы не предложим им что-нибудь новое. И уже очень скоро появятся карты, которые смогут делать все что угодно. Единственное, чего они не смогут, – уйти от вас».

(WSJ, 15.11.2006, Майя Балабанова)