Подземный контракт


Скоро москвичи смогут проходить в метро по новым проездным билетам, изготовленным на основе RFID-карт. Как рассказал вчера президент “Ситроникса” Евгений Уткин, принадлежащий “Ситрониксу” завод “Микрон” заключил с Московским метрополитеном контракт, по условиям которого уже в ближайшее время начнет поставлять ему билеты. Стоимость пилотного проекта Уткин не раскрывает, а источник, знакомый с его деталями, оценивает проект в “десятки миллионов долларов”. По словам Уткина, использование бесконтактных карт позволит увеличить проходную способность метро в часы пик, а также исключит ошибки в кодировании и учете проездных билетов. По оценкам самого метрополитена, более 7 млн человек ежедневно пользуются столичной подземкой. Начальник метрополитена и одновременно (с ноября 2005 г.) независимый директор “Ситроникса” Дмитрий Гаев передал “Ведомостям” через пресс-службу, что проездные билеты от “Ситроникса” начнут продаваться с нового года.

По условиям контракта бумажные бесконтактные смарт-карты “Ситроникса” будут продаваться до конца первого полугодия 2007 г. параллельно с ныне действующими магнитными картами в рамках пилотного проекта. Если они будут пользоваться спросом, то с начала 2008 г. магнитные карты начнут постепенно изыматься из продажи, уступая место проездным нового поколения. В этом случае крупного заказчика лишится поставщик магнитных билетов – компания “Экспресс-карт”, принадлежащая компании “Розан” – производителю пластиковых и бумажных карт. Одно время “Система” сама интересовалась покупкой “Розана”, но сделка сорвалась.

Гендиректор “Розана” Олег Айбазов подтвердил, что применение бесконтактных карт более выгодно для транспортных компаний: и поток пассажиров ускоряется, и оборудование изнашивается меньше. По подсчетам ИК “Финам”, если метрополитен полностью перейдет на карты “Ситроникса”, “Розан” лишится $35–40 млн в год.

Директор по развитию компании “Биолинк” Дмитрий Кравцов не исключает возможности считывания информации с RFID-меток на новых картах – и все же подделать эти карты значительно труднее, чем обычные магнитные. Для этого понадобится высокотехнологичное производство, очень дорогое для обычных пиратов, считает он. А в случае кражи карты ее номер останется в базе данных, и ее можно будет заблокировать, рассказывает Кравцов. Оба типа RFID-карт (более дешевый тип А и запатентованный Philips тип В) обладают высоким уровнем защиты, согласен гендиректор зеленоградского завода “Ангстрем” Анатолий Сухопаров. Однако он сожалеет, что метрополитен не проводил открытый конкурс среди производителей микроэлектроники, – тогда он получил бы оптимальное по цене решение. “Ангстрем”, по его словам, также был бы не против поучаствовать в подобном проекте: в месяц он мог бы принести до $30 млн.