Пунктиром по партитурам


Четыреста лет назад, в 1606 году, Галилей изобрел пропорциональный циркуль, а хормейстер Иезуитской семинарии в Риме по имени Агаццари сочинил пасторальную оперу «Евмелий». Триста лет назад, в 1706 году, англичане вместе с голландцами побили французов при Рамильи, Гендель по приглашению князя Джан Гастоне дель Медичи прибыл во Флоренцию, откуда потом началось его завоевание Италии, а Бах написал властям Арнштадта докладную на своих хористов, которые «шалят в классных комнатах и даже в церкви, пьют, играют в азартные игры, а по ночам болтаются по улицам». Двести лет назад, в 1806 году, прекратила существование Священная Римская империя, в лицей Болоньи приняли нового студента по фамилии Россини, а Бетховен завершил три струнных квартета по заказу графа Разумовского. Сто лет назад, в 1906 году, сгорел оперный театр в Сан-Франциско, Малер впервые исполнил в Эссене свою Шестую симфонию, умерли Ибсен и Сезанн, родился Шостакович.

Начинается «Хроника классической музыки» с предположения, что «в жизни древних греков музыка играла важную роль», заканчивается выражением надежды на то, что ренессанс, подобный тому, что пережила во второй половине ХХ века старинная музыка, «наступит и для тех направлений новой музыки, которые сегодня отпугивают большинство слушателей своей сложностью». Между этими сентенциями – без малого триста страниц фактов, дат и цитат.

Особенно хороши высказывания самих композиторов. Шопен о своих парижских успехах: «Я вращаюсь среди послов, князей и министров и сам не знаю, как это случилось». Брукнер о своих планах в лучшем из миров: «Я преподнесу Ему партитуру моего Te Deum, и Он проявит ко мне милосердие». Равель о составителях программ: «У них никогда не хватит бесстыдства включить это произведение («Болеро». – «Пятница») в программу дневного воскресного концерта» (как он ошибся!).

Сам автор книги Алан Кендалл тоже периодически берет слово, и всегда по делу. Другой автор написал бы только: «Профессия дирижера в современном понимании появилась только в эпоху романтизма». А Кендалл объясняет почему: «До ее наступления темп и динамика менялись с каждой частью и разделом, но не с каждым тактом». Если приводится странный факт, например такой: «Шенбергу было предложено написать музыку к голливудскому фильму по роману Перл Бак «Добрая земля», но запрошенный им гонорар в 50 000 долларов показался продюсерам слишком высоким», то дается и объяснение: «Ясно, что композитор назначил эту цену специально ради того, чтобы иметь повод отказаться».

«Хронику классической музыки» можно листать в любом порядке, но только в располагающей обстановке: в книге 265 иллюстраций, а бумага, формат и вес тома соответствуют их качеству. Этим книга отличается от дешевых популярных изданий, предлагающих необременительные экскурсии по музыкальной истории. Но не только этим: с профессиональной точки зрения, все сделано с британской основательностью. Издательство позаботилось и о профессиональном переводе, поручив его музыковеду Левону Акопяну. Любителю музыки, который захочет упорядочить или пополнить свои знания, такая книга для начала вполне подойдет.

Алан Кендалл. «Хроника классической музыки». – М.: Классика-XXI, 2006