ЦИФРА НЕДЕЛИ: $2,3 млрд. Пора в путь


“Евраз” не перестает удивлять. В этом году создатель компании Александр Абрамов сделал решительный шаг, продав половину своего пакета Роману Абрамовичу. Его появление вдохновило компанию на невиданный доселе подвиг – “Евраз” заключил соглашение о покупке за $2,3 млрд американской Oregon Steel Mills, выпускающей дорогостоящие виды стальной продукции – прокат, трубы и рельсы – на высокоприбыльном североамериканском рынке.

Более дорогой сделки наши металлурги за границей еще не совершали. Прежний рекорд принадлежал “Северстали”, заплатившей за итальянскую Lucchini $700 млн.

Эксперты тут же стали бурчать, что “Евраз” переплачивает и что после этой сделки соотношение долга к прибыли “Евраза” приблизится к 2 и станет предельным, ведь $1,8 млрд “Евразу” выдадут банки.

Компания действительно выплатит премию к стоимости акций Oregon в 22,3% и возьмет под эту сделку третий по величине заем среди частных компаний России. Но именно это и вселяет надежду на то, что российские металлурги в итоге не окажутся аутсайдерами консолидации, которая идет на мировом рынке.

Еще недавно в них осторожность боролась с пониманием того, что чем дальше, тем меньше будет свободных активов – и тем дороже обойдется их приобретение. “Евраз” первым понял, что дальше выжидать уже не стоит, нужно не скупиться и рисковать. Ведь, к примеру, если бы он пришел к этой мысли в начале года, то купил бы Oregon значительно дешевле – тогда компания стоила всего $1 млрд.

“Сейчас все дорого стоит, последнюю халабуду тронешь – она просит за себя $1 млрд. А наши компании недостаточно крупные, для того чтобы позволить себе размашистые движения и, как Лакшми Миттал, выложить $5 млрд за “Криворожсталь” – так совладелец одной из металлургических компаний недавно объяснял “Ведомостям”, почему российские стальные гиганты не делают крупных покупок за границей, совершая лишь точечные вылазки за небольшими активами.

Казалось бы, вывод очевиден. Объединившись, российские металлурги увеличили бы свою финансовую мощь, увеличили бы кредитоспособность и смогли бы претендовать на покупку первосортных активов.

Но взаимное недоверие многие-многие годы мешает сделать им шаг навстречу друг другу. Если они не смогут его преодолеть, то продолжат соревноваться друг с другом в масштабности заграничных покупок. Но с каждым годом это соревнование будет обходиться им все дороже и дороже.