ВЕКТОР


Капитализация карате

“Метрополь” не первый в России, кто обратил внимание на японских инвесторов. О размещении акций на Токийской бирже подумывала “Роснефть”, однако этой площадкой не воспользовалась. Зато японский инвестбанк Nomura Securities весной подключился к расчетам по торгам на РТС. А значит, интерес японцев к российскому рынку совсем не праздный. И Слипенчук сможет капитализировать пристрастие к восточным единоборствам.

В середине 2004 г. ИФК “Метрополь” открыла представительство в Токио. Нетипичный шаг для российских брокеров, практически все зарубежные подразделения которых расположены в Лондоне или Нью-Йорке. “У японцев есть интерес к российскому рынку ценных бумаг, но для работы с ними решающее значение имеют личные рекомендации”, – говорил тогда руководитель компании Михаил Слипенчук. Обзавестись рекомендациями Слипенчук смог благодаря давнему увлечению карате и знакомству с президентом Международной федерации Кёкусин-кан карате-до Хацуо Роямой. Связи Роямы в правительственных кругах Японии и привели к появлению в стране офиса “Метрополя”. “Прежде чем выбрать партнера, японская компания долго собирает о нем информацию и только спустя год-два начинает с ним работать”, – говорил тогда один из российских трейдеров.

Спустя два года “Метрополь”, судя по всему, счел японских инвесторов готовыми работать через него. И приступил к формированию японского фонда для инвестиций в акции и другие ценные бумаги компаний, котирующихся на фондовых биржах России, а также в их депозитарные расписки, котирующиеся за пределами России. От частных японских инвесторов “Метрополь” надеется собрать до $87 млн.

Факты против аргументов

Норвежскому акционеру “Вымпелкома” – компании Telenor не удалось доказать в российском суде, что “Вымпелком” нарушил законодательство, купив GSM-оператора “Украинские радиосистемы” (УРС). Норвежцы подали целых три иска, в которых обстоятельно изложили сомнения относительно законности этой сделки (один из центральных аргументов – она была совершена в обход совета директоров “Вымпелкома”), и все же потерпели поражение. Правда, помимо юридических у Telenor были и экономические возражения против выхода “Вымпелкома” на Украину. Норвежцы объясняли, что эта покупка, стоившая российскому оператору $231,3 млн, не окупится, что “Вымпелкому” еще придется вложить в компанию около $1 млрд, что УРС никогда не сможет на равных конкурировать с лидерами украинского сотового рынка – “Киевстаром” (подконтрольным Telenor) и UMC. В какие сроки окупятся украинские вложения “Вымпелкома”, предсказать и впрямь непросто, хотя гендиректор компании Александр Изосимов не раз повторял, что не собирается превращать УРС в “черную дыру”. Аналитики склонны ему верить: они напоминают, что “Вымпелком” всегда славился умением эффективно вкладывать деньги. А обещание, данное Изосимовым год назад, – подключить к концу 2008 г. 5–6 млн абонентов на Украине – уже потихоньку начинает исполняться: меньше чем за год УРС подключила около 1 млн новых абонентов и ее доля на рынке выросла, по оценке ACM-Consulting, с менее чем 1% в ноябре 2005 г. до 3% в октябре этого года.

Жуликоватый бизнес

Совсем недавно руководство Фонда обязательного медицинского страхования пересело из кабинетов в тюремные камеры из-за тотального взяточничества, связанного с программой дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО). Потом вице-спикер Госдумы Любовь Слиска пожаловалась, что лекарства сплошь и рядом фальшивые и даже ей под видом дорогостоящих таблеток продали мел. А вчера уже первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, курирующий нацпроект “Здоровье”, вознамерился навести окончательный порядок в фармацевтической промышленности. “Одни жулики лекарства производят, другие жулики эти лекарства продают, а третьи жулики занимаются посредничеством, используя средства государственной программы”, – заявил он. И это уже серьезно. Объем фармацевтического рынка нашей страны – $8 млрд (из которых $1 млрд государство ежегодно выделяет на льготные лекарства). И порядок на этом рынке необходим. Но если наводить его будут так же, как на рынке алкогольной продукции, без необходимых лекарств могут остаться не только льготники, но и вице-спикеры.