“Аэрофлоту” дали срок


За право летать по самому короткому маршруту между Европой и Юго-Восточной Азией – транссибирскому – иностранные перевозчики платят роялти “Аэрофлоту”. По данным Еврокомиссии, в 2006 г. он получит около 300 млн евро (в 2003/2004 финансовом году – около $250 млн). Затем часть денег авиакомпания перечисляет государству. Эти так называемые пролетные деньги – давний предмет спора между Россией и Европой, которая настаивает на их отмене. В 2004 г. министр экономического развития России Герман Греф и еврокомиссар по торговле Паскаль Лами заключили соглашение о пересмотре системы транссибирских сборов к 2013 г. Но в начале 2006 г. депутаты Европарламента выступили с инициативой ужесточить требования к России и отменить роялти уже к 2008 г.

В пятницу во время саммита Россия – ЕС стороны договорились, по какой схеме будут отменяться роялти. Российский министр транспорта Игорь Левитин и комиссар Еврокомиссии по вопросам транспорта Жак Барро утвердили текст документа о принципах модернизации существующей системы использования транссибирского маршрута. Документ предусматривает полную отмену платы не позднее 31 декабря 2013 г. С этого момента европейские авиаперевозчики должны будут платить только сборы за аэронавигационное обслуживание, предусмотренные Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации.

С 2010 по 2013 г. действующие платежи должны будут постепенно сокращаться, говорится в пресс-релизе Еврокомиссии. Ее представитель Мишель Черконе заявил “Ведомостям”, что механизм сокращения будет прописан в окончательном двустороннем соглашении России и ЕС, которое должно быть ратифицировано не позднее мая 2007 г. Левитин уточнил, что плата до 2013 г. не изменится, а в 2010 г. может быть отменен лишь сбор за транзитную посадку в Москве. “На самом деле посадки в Москве нет, но авиакомпании платят этот сбор, чтобы пролетать через территорию России”, – рассказал он. По оценке Левитина, на сбор за посадку в Москве приходится 10–15% от общей суммы платежей.

В обмен на эту уступку Россия попросила, чтобы отечественные авиакомпании могли выполнять больше рейсов в Европу. “Мы договорились, что будем решать этот вопрос в двустороннем порядке с европейскими странами, но Еврокомиссия нас поддержит”, – сказал Левитин. Действующие коммерческие платежи, по словам министра, смогут взимать все авиакомпании России, а не только “Аэрофлот”. В пресс-службе министерства уточнили, что роялти могут быть перераспределены между рядом перевозчиков, но их список пока не утвержден.

Сумма поступлений от роялти зависит от частоты полетов, поэтому отчисления от европейских авиакомпаний растут, рассказывает топ-менеджер “Аэрофлота”. “Мы возражали [против отмены роялти], но это решение было принято под политическим давлением Евросоюза”, – разводит руками собеседник “Ведомостей”. Непоправимого ущерба финансам “Аэрофлота” отмена роялти, по его словам, не нанесет: компания давно показывает операционную прибыль. “Конечно, деньги лишними не бывают, – говорит собеседник “Ведомостей”. – Но роялти далеко не в полном объеме достаются “Аэрофлоту”.

Если предположить, что “Аэрофлот” забирал до половины платежей, то в 2005 г. на них пришлось не более 5% выручки компании, подсчитала аналитик Deutsche UFG Александра Мельникова. Но потеря сборов ухудшит показатели “Аэрофлота” по рентабельности. “Получая эти платежи, “Аэрофлот” не несет расходов, поэтому они дают ощутимую прибавку к рентабельности”, – отмечает эксперт: в 2005 г. рентабельность по EBITDA “Аэрофлота” составила 13%, а без роялти этот показатель снизился бы до 9%.

Дать официальные комментарии в пресс-службе “Аэрофлота” отказались.