Заграница помогла


Западные менеджеры, которым принадлежит идея лабораторий, подобных “Мастерской новой хореографии”, с их помощью пытаются влить в балет новую кровь: от участников требуются лишь энтузиазм и фантазия, а репетиционные залы, танцовщиков, костюмы предоставляют организаторы. Через эти испытательные полигоны, существующие практически во всех цивилизованных компаниях мира, проходят сотни танцовщиков, из которых единицы становятся профессиональными хореографами.

В России системе государственного высшего образования десятилетиями доверяли больше, но количество хореографов в качество так и не перешло. Поэтому Алексей Ратманский, сам прошедший школу западных workshop’ов, начал свою деятельность худрука балета Большого с внедрения западной практики.

Однако, несмотря на очевидную необходимость проекта, первые два сезона он вызывал отчаяние – даже скидка на дебют не оправдывала беспросветную самодеятельность большинства участников “Мастерских”. В этом году на “Мастерскую новой хореографии” Ратманский пригласил тех, кто повторяет его собственный путь в балет: танцовщиков русской школы, уехавших на Запад и получивших прививку лучших современных хореографов.

Название проекту этого года мог дать небольшой балет Никиты Дмитриевского, завершавший программу “Мастерской”, – “Дежавю”. Экс-танцовщик Большого, прошедший стажировку в Netherlands Dans Theatre, Иржи Килиана честно и ясно пересказал идеи современного европейского балета, исполнителям дал возможность совместить непривычную хореографическую лексику с той, в которой они чувствуют себя максимально комфортно, и проиллюстрировал постановку с помощью изысканной световой партитуры. По этому же пути с большим или меньшим успехом следовали и остальные постановщики.

Благодаря Анне Абалихиной и Дине Хусейн, танцевавшим в компании одного из лидеров современного танца Итцика Галили, артисты Большого впервые попробовали себя в contemporary dance. Постановщицы выбрали для своего номера “Мыслю, следовательно, существую” танцовщиков-первогодков. Но они автоматически перевели на классический язык все попытки раскрепостить их пластику, обессмыслив название номера.

Зато незапланированные номера Натальи Широковой и Алексея Мирошниченко, показанные только в последний день проекта, обнаружили в Анне Кобловой и Кариме Абдуллине, большую часть профессиональной жизни проводящих в кордебалете, экспрессию и выразительность, необходимые для исполнения современной хореографии.

Два самых запоминающихся номера представили Вячеслав Самодуров из лондонского Royal Ballet и солист Гамбургского балета Иван Урбан. Для обоих участие в нынешней “Мастерской” – дебют в качестве хореографов. Оба выбрали для первой постановки дуэты: на музыку Генделя – Самодуров и на хрестоматийное Адажио Барбера – Урбан. В них постановщики вложили лексическое разнообразие и чувство формы, обретенные в балетах лучших хореографов мира. И при этом показали, что “Мастерские” нужны не только для взращивания хореографов, но и для культивирования современных танцовщиков, дефицит которых ощущается в новых работах.