Завтра в эфире


Строители сетей

“Система”, “Ренова-Медиа” и “Нафта-Москва” заплатили, по сути, за абонентскую базу, считает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Сами сети, по ее словам, особенно в регионах, устаревшие и не в состоянии пропускать современный контент и давать полноценный доступ в Интернет. Эти активы требуют инвестиций в модернизацию – $30–50 на одного абонента. “Мостелекому” модернизация обойдется дороже, поскольку ему придется демонтировать старую сеть и строить новую – это около $250 млн”, – говорит Толмачева.

Вернуть вложенный в сети миллиард быстро не получится. Сейчас операторы зарабатывают в первую очередь на Интернете. У “Национальных кабельных сетей” (НКС) ARPU (средний месячный доход с абонента) по платному телевидению колеблется в районе $2,5–3, а по Интернету – $20, рассказал источник, близкий к компании. У “Комкор-ТВ”, по данным MoscowCableСom, телевизионный ARPU около $10, а если абонент пользуется не только телевидением, но и Интернетом – $22. ARPU “Стрим-ТВ” по итогам I квартала 2006 г. – $22,3 (значительная часть абонентов покупает платные каналы в пакете с доступом в Интернет).

Для сравнения: американскому кабельному оператору Comcast один пользователь приносит почти $100 в месяц (а всего их 22,4 млн).

Что показывают

Сейчас абоненты большинства кабельных сетей могут смотреть около 100 каналов, в основном зарубежных, переводных. Это познавательные каналы семейства Discovery, National Geographic; детские – Jetix и Nickelodeon; новостные – Euronews, BBC, CNN, Bloomberg; музыкальные – MTV, MCM, VH, Mezzo; спортивные – Eurosport, Extrem Sport и др. Российских каналов немного: эфирные, “Рамблер-телесеть”, “РБК-ТВ”, “Русский экстрим”, A-one, “Ретро-ТВ”, “Охота и рыбалка”, “Драйв”, “Здоровое ТВ”, “Усадьба” и др.

По оценке iKS-Consulting, российские каналы обходятся операторам в 3–5 евроцентов с абонента в месяц, иностранные – до 12 евроцентов. Крупные операторы предпочитают договариваться с правообладателями напрямую. “У нас большой опыт работы с правообладателями и хорошая абонентская база, поэтому мы работаем на вполне привлекательных условиях”, – признается директор по маркетингу НКС Борис Вергун. Мелкие пользуются услугами посредников. По словам Андрея Степанова, советника гендиректора “Синтерры”, которая собирается стать таким посредником, региональным операторам трудно самим договариваться с правообладателем: из-за небольшого размера абонентской базы тот либо не захочет иметь с ними дела, либо предложит контент по несоизмеримо высоким ценам.

Что покажут

Владельцы сетей и сами занялись производством каналов. Телеканал, объясняет главный продюсер компании “Новый выбор” Дарья Рыжкова, – это совокупность программ и заставок, которые производитель закупает или делает сам, а потом объединяет в единое целое. Телеканал должен вещать 365 дней в году, 18 или 24 часа в сутки, минимальный размер премьерного блока (то, что впервые показывается на этом канале) не может быть меньше 730 часов в год (потом его можно повторять).

Первой из “большой тройки” кабельного рынка производить каналы стала “Система”. В активе ее медийного подразделения “Система Масс Медиа” (СММ) уже пять тематических каналов – “Ретро-ТВ”, “Охота и рыбалка”, “Драйв”, “Здоровое ТВ”, “Усадьба”. Они транслируются абонентам “Стрим” по интернет-телевидению (IPTV) в Москве; региональные сети, принадлежащие СММ и работающие под брендом “Стрим-ТВ”, тоже могут закупать эти каналы.

Во сколько обходится “Системе” производство, в компании не уточняют. По словам представителя “МТУ-Интел”, который торгует этими каналами, разброс цифр велик: $2–10 млн в зависимости от стоимости контента. “Сейчас наши каналы убыточны, но по бизнес-плану должны выйти на окупаемость уже во второй половине будущего года”, – надеется собеседник “Ведомостей”. Чтобы компенсировать затраты, компания рассматривает возможность размещения рекламы. “Имеется в виду не прямая реклама в виде роликов, а “контекстная”, в виде спонсирования рубрик или передач, product placement и проч., поясняет представитель “МТУ-Интел”.

“Нафта-Москва” в начале года совместно с Delta Private Equity Fund также создала структуру для производства контента – уже упомянутую выше компанию “Новый выбор”, которая запустила два своих канала: “Совершенно секретно” и “Парк развлечений”. Инвестиции в “Новый выбор” составили несколько миллионов долларов, а их возврат планируется в течение 3–5 лет, говорит гендиректор компании Александр Камынин. Производство канала, по его словам, обходится в $0,6–2 млн. “Запуская проект по производству контента, – рассказывает Камынин, – мы понимали, что у нас уже есть потенциал для распространения каналов – абоненты НКС”. Но “Новый выбор”, по его словам, готов продавать свои каналы и другим операторам.

На рынке ходят устойчивые слухи, что создать компанию по производству телеканалов планирует и “Ренова-Медиа”. Но директор департамента общественных связей компании Антон Сергеев их не подтверждает.

Таким образом, по крайней мере две из трех компаний, инвестировавших в кабельные активы, сейчас строят вертикально-интегрированные холдинги. “Они хотят контролировать как можно больший участок цепочки создания стоимости”, – объясняет аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина. По ее мнению, чтобы быть конкурентоспособными, операторам придется заключить соглашения со всеми ведущими производителями каналов и программ. А для того чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество, предоставлять еще и эксклюзив собственного производства. В 2007 г., после завершения консолидации активов, компании сосредоточатся на маркетинге, что приведет к всплеску спроса на платное телевидение в конце 2007–2008 гг. и резкому росту доходов и прибыльности, считает она.