Финансовые неучи


Правительство может проводить ликбез через СМИ и делать популярные телепрограммы, отмечает руководитель ЦСИ “Росгосстраха” Алексей Зубец: “Но этого недостаточно”. Финансовым ликбезом должен заниматься бизнес, считает старший экономист IMSG Александр Уточкин. Банки США, по подсчетам Consumer Bankers Association, тратят на это $5,4 млн в год.

Из-за отсутствия элементарных финансовых знаний россияне не раз попадали в неприятные истории, заявил замминистра финансов Сергей Сторчак. Сначала были финансовые пирамиды, а спустя 15 лет, “когда, казалось бы, население получило хороший урок”, тысячи граждан вложили средства в долевое строительство. Подавляющее большинство при этом не выбирает компанию, управляющую пенсионными накоплениями. “Российские граждане не поняли роль собственных решений в части финансов”, – уверен Сторчак.

И это не только их личная проблема. “Недостаток финансовой грамотности <...> тормозит экономическое развитие”, – считает вице-премьер Александр Жуков. Чем выше уровень финансового образования, тем больше спрос на финансовые услуги, лучше собираются налоги, более развит малый и средний бизнес, говорит он.

Проблема существует, подтверждают социологи. Люди не умеют считать семейные бюджеты, не помнят, сколько у них доходов и расходов, отмечает замдиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин. По недавним опросам ФОМа, 35% россиян не знают, что такое акция, а 41% в ходе интервью впервые услышали словосочетание “фондовая биржа”. Больше половины руководителей малых предприятий, опрошенных “ОПОРой”, сказали, что вероятной причиной закрытия компании может стать их некомпетентность.

Россияне должны уметь выбирать индивидуальный пенсионный план, страховые ипотечные продукты, кредиты, депозиты, рассчитывать налоговые платежи, уметь работать с инструментами фондового рынка, считает Сторчак. Как научить их все это делать, чиновники пока не представляют.

В мире придумано много способов борьбы с финансовой безграмотностью. У Visa работает 20 программ в Мексике, Индонезии, Бразилии и Китае. В основном это тематические семинары: тема осени – налоговая ответственность. Самый экзотичный проект Visa – передвижной театр в Южной Африке, который в лицах пропагандирует принципы грамотного управления финансами. Центробанк Тринидада и Тобаго проводит ежегодные обучающие конференции. “У нас люди могут взять кредитов под 25% на $50 млн в год и в результате потерять свои сбережения”, – объясняет член правления банка Эдвард Вильямс. В США есть Фонды развития финансовой грамотности. Аризонский за 2006 г. собрал $882 400 и направил деньги в школы на благотворительные образовательные программы. “Сейчас мы проводим акцию “Наполни свинью-копилку”: если ежедневно класть на счет в банке эквивалент цены бутылки воды в течение 20 лет, то при 6%-ной доходности вы заработаете $23 716”, – говорит менеджер программы “360 градусов финансовой грамотности” Черил Рейнольдс.