Проект “Б”: Удел монополиста


Естественные монополии (т. е. отрасли, в которых трудно выжить более чем одной компании) на первый взгляд кажутся весьма несложным и выгодным бизнесом. Но все не так просто.

Они могут возникать по разным причинам. Монополии позволяют добиться экономии на масштабах, размер которой зависит от величины рынка. Впрочем, стоит помнить, что сниженная себестоимость вполне уравновешивается издержками от неповоротливости корпоративной бюрократии. История полна примеров падения гигантов, от United Steel до IBM, лидерство которых когда-то казалось неоспоримым. Нагляднее всего эффект масштаба проявляется в производстве пассажирских авиалайнеров. В этой области конкурируют две компании, и жизнь одинаково трудна что для Boeing, что для Airbus. Естественная монополия может возникнуть из-за скромного размера рынка сбыта.

Естественные монополии возникают и в условиях, когда потребителю выгоднее пользоваться услугами одного и того же поставщика. Любой слушатель курса основ экономики приведет в пример телефонную связь: люди предпочитают того же оператора, что и большинство пользователей. Конкуренция на этом рынке становится возможной только благодаря регулятору, следящему за тем, чтобы новые компании получали доступ к абонентам. Сегодня в курсе экономики я бы приводил в пример студентам интернет-аукцион eBay.

Десятилетиями фондовые биржи работали как естественные монополии. Но и эту казавшуюся стабильной индустрию всколыхнули процессы консолидации и фрагментации. Благодаря лучшим технологиям и меньшим ценам электронная биржа Nasdaq смогла начать торги по акциям, входящим в листинг другой крупнейшей американской биржи – New York Stock Exchange. Затем крупнейшие биржи проморгали развитие деривативов, и Chicago Mercantile Exchange и Euronext.liffe внезапно захватили долю рынка. Развивалась и конкуренция между существующими биржами по одним и тем же ценным бумагам. Новые технологии привели к возникновению новых площадок. Со следующего года директива Евросоюза “О рынках финансовых инструментов” уменьшит некоторые преимущества европейских бирж. А группа крупнейших инвестбанков заговорила о создании панъевропейской биржи.

Такова история бирж ценных бумаг. Они вынуждены выживать в виде естественных монополий, но когда они начинают злоупотреблять своей властью, то сразу же теряют ее. Нью-Йоркская биржа взяла за правило, что главное преимущество монополии – спокойная жизнь, она сопротивляется внедрению новых технологий. Такая ситуация заставила акционеров искать большей прибыльности и исполнительности. Парадокс этого соревнования в том, что ты можешь быть естественной монополией до тех пор, пока ведешь себя так, будто монополии никакой нет.

Будет ли успешной новая европейская модель? Да, и уже только потому, что она наглядно продемонстрирует, что ни одна биржа в долгосрочном периоде не может быть очень прибыльным бизнесом из-за своего монопольного положения и новая рыночная структура появится в любом случае. “Благой удел – быть наделенным мощью великаньей, но велика ли честь давить своей великой этой мощью?“ (Шекспир, “Мера за меру”). Поэт мог бы еще добавить, что зачастую “великанья мощь” плохо сказывается и на прибылях акционеров. (FT, 27.11.2006)