Кому достанется “Копейка”

М. Стулов

Топ-менеджер “Уралсиба” рассказал “Ведомостям”, что инвестбанковское подразделение корпорации получило два предложения “обсудить сотрудничество в отношении “Копейки” от двух ритейлеров – X5 (владеет сетями “Пятерочка” и “Перекресток”) и “Седьмого континента”. По его словам, предложения были переданы главе “Уралсиба” Николаю Цветкову и о дальнейшем ходе переговоров ему неизвестно. Директор по коммуникациям X5 Геннадий Фролов не опроверг эту информацию, но комментировать ее отказался. Гендиректор “Седьмого континента” Галина Ильяшенко от комментариев отказалась. А в ответе пресс-службы компании на запрос “Ведомостей” говорится, что “Седьмой континент” “активно расширяется – как путем органического роста, так и с помощью присоединения сетей”, но “информирует общественность о завершившихся процессах”. Исполнительный директор ФК “Уралсиб” Александр Вихров и пресс-секретарь “Копейки” Анастасия Щукина отказались от комментариев.

Об интересе “Семерки” к покупке “Копейки” слышали менеджеры двух других сетей. Один из них утверждает, что грядущий облигационный заем “Седьмого континента” на 7 млрд руб. ($267 млн) может быть потрачен на частичное финансирование сделки с “Уралсибом”. Антон Кирюхин, директор управления рынка долгового капитала МДМ-банка, организатора займа, уточнил, что облигации будут продаваться в I квартале 2007 г. Цель займа он отказался назвать, а представитель “Седьмого континента” пообещал сделать это через две недели. Для такой крупной сделки, как покупка пусть даже половины “Копейки”, облигационного займа будет недостаточно, усомнился аналитик UFG Алексей Кривошапко, потребуются деньги акционеров. Покупка “Копейки”, по его словам, окупится не раньше чем через семь лет, а облигации обычно выпускаются на меньший срок.

X5, по словам ее топ-менеджера, ждет, когда “Уралсиб” позовет ее на переговоры. Что конкретно готова предложить X5 владельцу “Копейки”, он не сказал, подчеркнув, что миноритарный пакет “Копейки” его компанию вряд ли заинтересует. Кривошапко пояснил, что по правилам бухгалтерского учета X5 или другая сеть сможет консолидировать продажи “Копейки” в свою выручку, только если будет владеть в ней не менее чем 51%.

Представители “Уралсиба” до сих пор заявляли, что корпорация не желает отдавать контроль над “Копейкой”. Но кадровые проблемы сети, возможно, заставят ее пересмотреть свое решение, говорят аналитики. После продажи 50% “Копейки” “Уралсибу” (состоится до конца года. – “Ведомости”) президент сети Александр Самонов, директор управления маркетинга Сергей Ломакин и директор по логистике Артем Хачатрян покинут компанию “по экономическим соображениям”. “Сумма сделки очень велика (по оценкам экспертов, $510–600 млн. – “Ведомости”), и этими деньгами нужно будет активно управлять. А совместить работу в “Копейке” с собственными проектами будет невозможно”, – объясняет Самонов.

По информации нескольких столичных ритейлеров, новым руководителем “Копейки” “Уралсиб” может назначить Сергея Солодова, члена совета директоров торговой компании. Но это не решит кадровой проблемы, ведь вместе с основателями уйдут и некоторые другие менеджеры, например финансовый директор Виктор Шлепов. В отрасли, где каждый день на счету, нельзя оставлять компанию без управления, говорит Кривошапко. Самонов соглашается, что владеть 100% “Копейки” “нецелесообразно”.

“Седьмому континенту” покупка “Копейки” помогла бы выйти в новый для него формат продуктовых дискаунтеров, а X5 сейчас все равно занята интеграцией “Пятерочки” и “Перекрестка”, рассуждает управляющий компании “Ренова-Капитал” Олег Царьков.