Одноэтажная Россия


Нацпроект “Доступное жилье” практически сразу был признан самым трудным. Обустроенных участков не хватает, а оставшиеся распределяются так, что иначе как “национальным позорищем” не назовешь. Еще в апреле ответственный за реализацию нацпроектов первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил президенту о необходимости расширить нацпроект за счет малоэтажного строительства, поскольку его стоимость сопоставима со стоимостью многоэтажного или даже ниже. Владимир Путин идею одобрил.

Через две недели закон о малоэтажном строительстве должен быть внесен в правительство. Такое поручение Медведев дал помощнику президента и руководителю спецкомиссии по взаимодействию с регионами в сфере строительства жилья Игорю Шувалову. Основные положения будущего законопроекта уже готовы и в ближайшие две недели они будут “шлифоваться”, говорит председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников. Под малоэтажной застройкой будут пониматься поселки свыше 40 домов не выше четырех этажей на площади в 8–10 соток. Строить их смогут только кооперативы. Граждане должны будут заплатить паевой взнос в 20–25% от стоимости жилья, а остальное выплачивать в рассрочку 10–20 лет. Потом дом либо перейдет в их собственность, либо останется в собственности кооператива, рассказывает Крашенинников. Получать землю они будут по упрощенной системе: она достанется самому кооперативу, а тот определится, где пройдут дороги и кому какой участок достанется. Коммуникации к поселкам будут подводиться на деньги из федерального, регионального и муниципального бюджетов. “Скорее всего, понадобятся дополнительные средства в рамках нацпроекта “Доступное жилье”, – рассуждает депутат. Росстрой разработает типовые планы застройки, чтобы избежать лишних расходов на архитекторов и инженеров.

Идея “одноэтажной России” имеет право на существование, особенно в пригородах европейской части страны, за исключением Москвы и Московской области, считает эксперт Института экономики города Эдуард Трутнев. “Но не факт, что это предмет для отдельного закона”, – добавляет он. Все то же самое, что предлагается в законе, ничто не мешает делать и сейчас, говорит он. “Главная проблема – в нехватке участков, и единственное, что могло бы стимулировать рост малоэтажной застройки, – предоставление их кооперативам без аукционов”, – заключает Трутнев. Кроме земли нам еще не хватает 1000 цехов каркасно-модульных домов, отмечает депутат Госдумы Александр Лебедев. Эту проблему можно решить с помощью частно-государственного партнерства, уверен он. А еще нужно принять закон, обязывающий региональные власти в зависимости от спроса и по регулируемым ценам предоставлять на конкурсе площадки с коммуникациями, говорит он. Форма жилищно-строительного кооператива давно существует, поэтому отдельный закон не нужен, поддерживает юрист Товарищества самозащиты прав москвичей Станислав Пивоваров: “Граждане вообще могут объединиться в любое юрлицо и начать строить”. Экспертно-аналитический центр “Доступное жилье” при Думе, например, предлагает решить проблему обманутых дольщиков так: инвесторы из одного города объединяются в некоммерческое партнерство, администрация выделяет им участок, оно выступает заказчиком и строит дома.