“О3” породнилась с “Риглой”

В. Баранов

В тендере по продаже аптечной сети “О3” победила фирма, представляющая интересы акционеров ГК “Протек”, рассказал “Ведомостям” президент этой группы Вадим Музяев. За “О3” боролись аптечная сеть “Доктор Столетов”, британская фармацевтическая Alliance Boots, немецкая Celesio AG и др. Бывший совладелец “О3” Максим Климов вчера отказался от комментариев. Гендиректор “О3” Михаил Левин тоже не стал комментировать продажу сети, объяснив, что собственники не довели до него информацию о тендере. Но о предстоящей продаже “О3” акционерам “Протека” уже знают несколько участников рынка: по их данным, сделка закроется в конце 2006 – начале 2007 г.

Музяев отказался назвать цену покупки, отметив лишь, что для ее финансирования акционеры “Протека” используют средства от облигационного займа группы на 5 млрд руб., состоявшегося в начале ноября. Гендиректор компании DSM Group Александр Кузин предположил, что “ОЗ” оценена приблизительно в $80 млн. Перед продажей облигаций “Протек” объявлял, что готов потратить на приобретения около $100 млн, вспоминает эксперт. Глава “Аптечной сети 36,6” Артем Бектемиров согласен, что стоимость “О3” укладывается в диапазон $75–100 млн.

Сети “Ригла” и “О3” продолжат развиваться по отдельности, но когда-нибудь могут быть консолидированы, говорит Музяев. Раскрутка брендов “О3” и “Риглы” стоила одинаково недешево и “Протеку” теперь предстоит определиться, какая марка популярней, предполагает Бектемиров.

У проданной “О3” непростая история. Годом создания сети можно считать 1992 г., когда российско-французское СП приватизировало несколько аптек в Москве. Они несколько раз перепродавались, пока в 1998 г. не попали к американской корпорации ICN Pharmaceuticals. Спустя пять лет ICN ушла с российского рынка, а аптечную сеть под брендом ICN продала компании Millhouse Capital, управлявшей активами чукотского губернатора Романа Абрамовича и его партнеров. В конце 2003 г. сеть ICN слилась с аптеками “Чудо-доктор” и объединенную сеть переименовали в “О3”. К этой сети ни Абрамович, ни Millhouse давно не имеют отношения, сообщил “Ведомостям” представитель Абрамовича Джон Манн, этот актив был продан. Последние годы аптеки “О3” считаются собственностью предпринимателя Максима Климова, но официальное подтверждение эта информация нашла только в проспекте облигаций сети “Л’Этуаль”.

Покупку “О3” Кузин из DSM Group называет крупнейшей сделкой на российском рынке фармацевтической розницы. По его подсчетам, совокупные продажи “О3” и “Риглы” в финансовом году, завершившемся в июле 2006 г., составили примерно $287 млн по сравнению с $316 млн у лидера рынка – сети “36,6”. “Раньше “36,6” на голову опережала конкурентов, а теперь они дышат ей в затылок”, – констатирует Кузин. “Протеку” приобретение “О3” позволит увеличить присутствие в Москве, а “36,6” свои покупки сейчас делает в основном в регионах, говорит Бектемиров.

Климов полученные деньги может потратить на развитие своего парфюмерно-косметического бизнеса. В материалах МДМ-банка к выпуску облигаций говорится, что, хотя долг группы “Л’Этуаль” (владеет одноименной сетью и франчайзинговыми магазинами Sephora) в 2006 г. возрастет в два раза по сравнению с предыдущим годом (до 78 млн евро), акционеры внесут дополнительно в уставный капитал еще 30 млн евро. К апрелю 2007 г. группа намерена увеличить общее число магазинов до 337 (сейчас – 262) и запустить сеть мини-салонов spa.