Что бы такое купить?


Рынок искусства переживает бум. Восьмого ноября в Нью-Йорке аукционный дом Christie’s превзошел соперников, получив поразительную сумму в 491,4 миллиона долларов и установив рекорд выручки за одни торги. Два покупателя по телефону боролись за портрет Адели Блох-Бауэр кисти Густава Климта, прибавляя каждый раз по 500 тысяч долларов. Личность покупателя, обеспечившего себе выигрыш последним предложением – 87,9 миллионов, – держится в тайне.

Эти рекорды отчасти объяснимы: очень богатых людей становится все больше. Согласно опубликованному в июне 2006 года банком Merrill Lynch и компанией Cap Gemini докладу о мировом распределении богатства, число людей, чьи состояния превышают 30 миллионов долларов, в прошлом году достигло 85 400 человек.

Столь обеспеченные господа не упускают возможности порезвиться на аукционах. «Тенденция последнего времени заключается в том, что клиенты, только начинающие собирать коллекцию, приобретают самые дорогие произведения», – говорит Гай Беннетт, возглавляющий отдел импрессионизма и современного искусства аукционного дома Christie’s. Он вспоминает о финансовом магнате, отхватившем год назад три пейзажа Моне: «Эти картины котировались наиболее высоко, и они стали одними из первых в его собрании».

Дэвид Норман из Sotheby’s рассказывает об одном американце, заплатившем за два полотна на торгах в июне этого года 12 миллионов долларов. Однако в целом, по утверждению Нормана, сегодня растет число клиентов, проживающих за пределами США: американцы совершают менее половины покупок, большая же часть лотов уходит к европейцам, японцам, корейцам и канадцам. Так было на аукционе 7 ноября, принесшем 238,6 миллионов долларов. В нем также участвовали русские, купившие очень ценные вещи.

С другой стороны, картины французских импрессионистов теряют популярность. «Время сентиментальных и сладких полотен прошло», – говорит манхэттенский арт-дилер Ричард Фейген. На Sotheby’s непроданной осталась сцена на пляже кисти Моне, в то время как на Christie’s не нашли своих покупателей ни миниатюрный морской пейзаж Будена, ни Ренуар. «А вот работы, например, немецких экспрессионистов сегодня пользуются спросом не только у тех, кто интересуется своим национальным наследием», – рассказывает Беннетт из Christie’s. Русские покупатели также стали более космополитичными. «Их теперь интересует не только русское искусство», – говорит эксперт.

Кроме того, коллекционеры перестали бороться только за картины, выставленные на торги впервые. Пример: продажа на Sotheby’s работы Сезанна «Натюрморт с фруктами и горшком имбиря» за 36,9 миллионов долларов. В 2000 году манхэттенский арт-дилер Уильям Аквавелла купил этот натюрморт за 18,2 миллиона долларов на аукционе Christie’s в Лондоне. «Раньше считалось, что, купив картину, вы должны держать ее у себя долго, чтобы получить серьезную выгоду, но сейчас это уже не так», – говорит Норман.

«При небольшом объеме рынка и росте числа покупателей очень многие выходят теперь из аукционных залов, переживая, что ничего не купили», – констатирует Дэвид, один из братьев Нахмадов, владеющих галереями в Лондоне и Нью-Йорке. – И так теперь будет очень-очень долго».

(FT, 14.11.2006, Елена Парина)