Даешь музей


В рыбацкой деревне Дайшань, недалеко от Шанхая, строится музей тайфунов. На тропическом острове Хайнань открылся музей древесных корней. Промышленный город Чжанчжоу расширяет музей курения. («Наша цель – способствовать распространению сигаретной культуры», – сообщает прокуренным голосом его директор.)

Поскольку на Олимпийские игры 2008 года в Пекине ожидается огромный наплыв туристов, каждый китайский город стремится обзавестись своим «туробъектом». Руководители страны отдали приказ построить или переоборудовать к 2010 году 1000 музеев. «Сейчас в Китае их всего 2300, это очень мало, особенно для страны с такой богатой историей, как наша», – говорит Чжан Вэньбинь, глава Китайского общества музееведения. Месяца не проходит, чтобы в Китае не открылся музей чего угодно – соли, масляных ламп, пива или водопровода.

Памятники материальной культуры – тема, с идеологической точки зрения, относительно безопасная, сложнее, когда в создании экспозиции нужно учитывать политические интересы. С этой трудностью постоянно сталкивается профессор Лу Цзяньсун, декан факультета музееведения в шанхайском университете Фудан. В прошлом году профессор Лу спорил с властями города Шеньчжень, которые не хотели включать в экспозицию, посвященную истории города, упоминание о разрушительном взрыве на химическом заводе в 1995 году. В конце концов к мнению Лу прислушались, но масштабы катастрофы сильно преуменьшили. Но вот убрать из музея города Сямэнь плакат с утверждением о том, что Тайвань – часть Китая, не удалось. «А ведь музей – это не политическая трибуна», – говорит Лу.

На самом деле у него нет времени на долгие споры. Куратор выставок не самая распространенная профессия в Китае, поэтому Лу Цзяньсун, которому партия и правительство поручили разработать 25 экспозиций на самые разные темы – от космических исследований до выращивания чая, – работает без выходных, получая по 250 долларов в день (для Китая сумма огромная). К иностранным фирмам в КНР обращаются редко, щекотливое это дело. С одной стороны, частное предпринимательство в музейном бизнесе вроде как легализовано и даже появились «оппозиционные» музеи (на юге страны, например, есть музей, критикующий Культурную революцию). С другой – тема событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь по-прежнему под запретом. Одна из самых известных в мире компаний, занимающихся дизайном музеев, Ralph Appelbaum Associates, открыла в 2003 году филиал в Пекине. «Но пока дела идут медленно, – признается его руководитель Саймон Чан, – интересных проектов мало».

Один все же недавно удалось реализовать: в Столичном музее Пекина была открыта выставка, посвященная Китаю в контексте мировой истории. Бюджет выставки – 147 миллионов долларов, все выполнено с большим размахом, но компания не совсем довольна результатом: пришлось обойти молчанием разграбление императорского Летнего дворца британскими и французскими войсками в 1860 году. Руководитель музея Го Сяолинь возражает, что «данный эпизод не рассматривается, поскольку в масштабах всей китайской истории незначителен».

Во сколько обойдется стране музейный бум? Британское агентство Heritage Business предполагает, что затрачено будет 4,8 миллиарда долларов, в основном из государственных средств. Но не только. Многие новые музеи являются частью (и немалой!) крупных проектов в области недвижимости. Международный музей автомобилей в Пекине с запланированной стоимостью 86 миллионов долларов заложен в 500-миллионный проект, включающий огромный комплекс гостиниц, магазинов и жилых домов. Два года назад пекинские власти ввели массу ограничений, чтобы замедлить буйное и бесконтрольное строительство, и девелоперы не скрывают, что строительство музея – это ключ к официальному одобрению проекта. Если будет музей, то можно построить и гараж, и гостиницу, и торговый центр.

(WSJ 24.11.2006, Елена Парина)