Кооператив “Гараж”


Обычно лауреатов бывает пять, в этом году – всего четыре. Регламент премии позволяет наградить “не более пяти” человек, если за каждого из них будет отдано не менее чем две трети голосов членов жюри. Жюри в этом году насчитывало 19 человек (раньше было 20, но место умершего Давида Боровского пока никто не занял). Как объяснил Владимир Познер, в этом году побывавший в должности председателя, планку в 13 голосов преодолели только четыре кандидатуры. Лауреатами стали композитор София Губайдулина, кинорежиссер Эльдар Рязанов, актер Богдан Ступка и рок-музыкант Юрий Шевчук. Все они получат по $50 000.

Четырнадцать лет назад, когда предприниматель Борис Березовский основал премию “Триумф”, она выглядела слегка оппозиционной: интеллигенция получила возможность наградить тех, кто не был в фаворе у государства. С тех пор премия не поменяла ни хозяина, ни координатора (им остается писатель Зоя Богуславская), ни ориентиров. “Триумф” вручается за “вклад в отечественную культуру”, сделанный в течение многих лет. Как правило, лауреаты убелены сединами. Исключение составляют представители “молодых” профессий – балетные танцовщики, рок-музыканты, иногда классические музыканты и актеры.

Неуместен вопрос: почему именно в данном году выбираются именно эти лауреаты? В течение лет через процедуру премии медленно ползет условный список, из которого каждый год вычеркивается по пять фамилий. Сами эти фамилии редко вызывают возражения.

Можно, конечно, сказать, что Эльдар Рязанов снял свои лучшие фильмы в 50–70-е гг.

Но ведь “Ирония судьбы” – хит и поныне, в чем нам снова предстоит убедиться ближе к Новому году.

Можно сказать, что пик славы Юрия Шевчука пришелся на 90-е гг. – но ведь те, кому тогда нравились его песни, не расстаются с ними и теперь.

Против Богдана Ступки решительно ничего не скажешь: актер в великолепной форме, востребован не только на украинской, но и на российской сцене/экране, наверняка его ждут новые мощные роли.

Ну а выбор Софии Губайдулиной (давно ожидаемый) вообще делает честь премии “Триумф”. О существовании премии за пределами России известно благодаря лауреатам-музыкантам. В России мода на произведения Губайдулиной кончилась вместе с запретами, но она – давно уже живущая в Германии – поныне пользуется мировым признанием. Ее последние партитуры – “Пир во время чумы”, заказанный на пару Филадельфийским и Питсбургским оркестрами, и “Лира Орфея”, исполненная Гидоном Кремером, относятся как раз к 2006 г.

С каждым годом список потенциальных лауреатов старшего поколения становится все короче. Удивляет, что в число награжденных до сих пор не попали, к примеру, 95-летний Борис Покровский или 79-летний Мстислав Ростропович. Но совсем уж великих, и так увенчанных всеми премиями, награждать банально. Так что в ближайшее десятилетие конвейер должен подползти к деятелям среднего поколения – а те навстречу немного подрастут.

Начиная с 2000 г. организаторы премии выдают и “молодежные премии “Триумф” – особый раздел, заведенный для равновесия. Тут даже не голосуют: каждый член жюри своей волей назначает одного молодого лауреата, с ним никто не спорит, и каждый молодой получает по $5000. Список всегда субъективный. В нем встречаются и люди уже с репутацией. В этом году среди них новый солист балета Большого театра Иван Васильев (открытие года, о котором “Ведомости” писали в номере от 5 октября), драматург Лаша Бугадзе, кинокритик Антон Долин, фоменковская актриса Наталья Курдюбова и др.

Если же вернуться к главным лауреатам премии, то надо признать, что премия “Триумф” выбрала четверку весьма выразительную – ее состав точно отражает мешанину критериев прекрасного, существующих в отечественной культуре. Лауреатский квартет образовал компанию персонажей, достойную той, что выведена в фильме про кооператив “Гараж”. В одном кадре оказались интеллигентная дама, хриплоголосый мужик, сановный деятель искусства и кинорежиссер Эльдар Рязанов.