Таможня присмотрит за Panasonic


Вчера на конференции “Таможня и бизнес – партнерские отношения” начальник отдела управления таможенной инспекции ФТС РФ Марина Лякишева заявила, что таможенные органы готовы “выступить единым фронтом” с представителями розничного рынка электроники в России, которые отказываются от реализации продукции Panasonic “в связи с отмеченными случаями серого импорта”. Ее поддержал президент ассоциации РАТЭК Александр Онищук, уточнив, что большинство торговых площадок в России готовы отказаться от товаров Panasonic, поскольку “продавать их опасно из-за контрабандного ввоза”. При этом он не исключил, что аналогичные меры могут быть приняты и в отношении других компаний-производителей, которые не заключают договоры о прямых поставках с торговыми сетями.

На днях руководители компаний “Евросеть”, “Связной”, “Эльдорадо”, “М.Видео”, “Техносила” и “Мир” объявили о прекращении закупок товаров Panasonic из-за обилия на рынке серого товара этой марки и обвинили японскую компанию в “незаконном ведении бизнеса”. По их сведениям, “органы надзора зарегистрировали реальные случаи ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин, а также ввоза серой техники без соответствующих инструкций и документов”. Однако доказательств этому они не предъявили.

Российское представительство Panasonic вчера опровергло эту информацию. “Мы имеем намерение ответить на подобные выпады в законном порядке. <...> Утверждение о том, что Panasonic стимулирует серый и черный импорт, не имеют <...> оснований”, – уточняется в документе.

Настоящей причиной объединения ритейлеров стала не борьба с серыми поставками, а агрессивная демпинговая политика нового ритейлера электроники Media Markt, который при открытии своих магазинов в Москве установил низкие цены на некоторые товары Panasonic. Сами торговцы это подтверждали.

Panasonic разослала письма (копия имеется в распоряжении “Ведомостей”) каждой из торговых сетей, которые решили отказаться от торговли ее продукцией, с желанием наладить диалог. “<...> Реклама Media Markt, приуроченная к открытию сети, не имеет никакого отношения к нашей компании. Нас не проинформировали о том, что в ней будет использован наш продукт. Мы <...> сожалеем о том, что предложение о покупке товаров Panasonic по немыслимо низкой цене попало на рынок”, – говорится в обращении Panasonic.

Альянс торговых сетей может вообще не состояться. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает, что действия компаний содержат признаки коллективного сговора. Служба уже провела консультации с представителями “Медиа-Маркт-Сатурн”, оператора Media Markt, а сегодня ФАС посетят представители торговых сетей и компании Panasonic.

Тем не менее угроза проверок со стороны ФТС уже повлияла на дистрибуторов. “С таможней шутки плохи. Пожалуй, будет лучше убрать технику Panasonic с наших складов до наступления лучших времен”, – опасается представитель крупной дистрибуторской компании.