Знакомьтесь, Крум


В Москве постановок театрального радикала Кшиштофа Варликовского еще не видели. Потому что дорого. Показ только одного спектакля этого режиссера равен бюджету скромного театрального фестиваля. «Крум», который в декабре представляют в Центре им. Мейерхольда, не только одна из самых нашумевших, но и самая недорогая постановка Варликовского. «Привезти «Крум» в Россию стоит «всего» 100 тысяч долларов, – рассказывает арт-директор Центра им. Мейерхольда Павел Руднев. – Ведь у этого режиссера сложносочиненные спектакли, с огромным количеством актеров и изощренным оборудованием».

«Крум» – история возвращения блудного сына, причем несчастливая. После долгих лет эмиграции герой приезжает на родину – к матери, к некогда любимой женщине, к бывшему лучшему другу. Но дома все та же тюрьма, что и за его пределами, где люди барахтаются в тоске и безысходности. «Одна тебя выплюнула, а другая заглотила», – говорит Крум о своих женщинах, а мог бы сказать и о всех своих скитаниях. Пьеса израильского драматурга и поэта Ханоха Левина рассказывает историю не только Крума, но и возвращения вообще – возвращения, которое всегда и желанно, и невозможно.

Хотя Варликовского и называют авангардистом, но в «Круме» ничего особенно радикального нет. Все в этом тягучем трехчасовом спектакле, который, кстати, идет без антракта, держится на актерах, и модные технические штуки вроде использования видео (на экранах появляются виды современного Тель-Авива, отнюдь не фешенебельного: старики, пьяные, клубный угар) – лишь дополнение к подробной психологической проработке каждой роли. Люди на сцене маются в четырех стенах облезлой, сто лет не ремонтировавшейся квартиры (воссозданной реалистично и подробно – даже выщербленный паркет создатели спектакля специально привезли с собой). Четыре вентилятора безостановочно с шумом гоняют душный воздух. Крум будто со стороны наблюдает за чередой гротескных персонажей, нелепых и неприкаянных, готовых на все, лишь бы не остаться в одиночестве. Их мельтешня как бултыхание в гнилой воде – не случайно слово «крум» на иврите означает пленку на молоке, которую многие находят отвратительной.

В Центре им. Мейерхольда к предстоящим гастролям относятся очень серьезно: приезд Варликовского открывает серию Ежегодных мейерхольдовских встреч, на которых публике обещают представлять работы «всемирно известных режиссеров, находящихся на пике творческой жизни». Те же, кого впечатлит «Крум», могут 10 декабря в 16.30 прийти на творческую встречу с самим Варликовским. Вход свободный.

9, 10 декабря, Центр им. Мейерхольда, Новослободская ул., 35, тел. 363 79 10