Деньги на детях


Компания Грувза ABC Learning Centres стала крупнейшим в мире оператором детских дошкольных учреждений, акции которого торгуются на бирже. Рыночная стоимость компании составляет около 3 млрд австралийских долларов ($2,35 млрд, далее все цифры в долларах США. – “Ведомости”). В этом году Грувзу исполнилось 40 лет. Он носит обувь из кожи крокодила, терпеть не может галстуки и готов побороться за место на американском рынке, который когда-то был для него источником вдохновения.

Один из богатейших граждан Австралии, отец двоих детей, он сколотил состояние на одной из самых острых социальных проблем нашего времени: желании женщин продолжать карьеру после рождения детей. Основав сеть частных детских садов и образовательных центров, супруги Грувз способствовали становлению новой коммерческой отрасли там, где когда-то доминировали муниципальные организации. Это начинание принесло Эдди личный капитал в размере $205 млн и скандальную славу в обществе, которое преклоняется перед бизнесменами, но очень осторожно относится к коммерциализации дошкольного образования.

Первое начинание Грувза было куда более традиционным. Устав от скучной работы банковского служащего, Грувз воспользовался чужой идеей, чтобы организовать собственный бизнес – доставку молока. “Я изучал бухгалтерию, но понял, что это не мое, – заявил он в одном из немногочисленных интервью. – Я хотел больше денег, чем могла дать работа в банке”.

Своей цели он, несомненно, добился. Его предприятие оказалось настолько успешным, что в 22 года он купил “феррари”. Но Эдди решил не останавливаться на достигнутом. Он начал искать новую идею. Его жена как раз получила диплом педагога, и супруги обратили внимание на сферу дошкольного воспитания. Их первый детский центр открылся в конце 1980-х в одной из церквей Брисбейна. “После открытия первых центров мы поняли, что эта услуга будет пользоваться высоким спросом. Цены на землю и недвижимость росли так быстро, что один человек был не в состоянии прокормить семью”, – рассказывает Грувз.

Компания стала стремительно развиваться – только это позволяло быстро заполнить пустующую нишу и воспользоваться преимуществом “пионера рынка”. К решению этой задачи Грувз подошел с двух сторон – ABC не только открывала новые образовательные центры, но и активно скупала своих конкурентов.

Средства, заработанные первыми центрами, Грувз вкладывал в развитие, новую мебель и технику, переоснащение приобретенных центров. Только на ремонт за последние пять лет компания потратила $126 млн. Таких капиталовложений не может себе позволить ни один из конкурентов компании. Компания заботится и о своих сотрудниках. Бесплатное обучение и возможность купить акции компании позволили снизить текучесть персонала до 8%, в то время как средний по отрасли показатель составляет 30%.

В это время докторскую диссертацию по педагогике защитила супруга Эдди Грувза. Вооружившись полученными знаниями, она составила расписание и разработала методические материалы, которые применяются во всех центрах АВС. Сегодня Ле Нев Грувз является педагогическим директором компании.

Эдди полагает, что именно значительные инвестиции в IT и особое внимание к персоналу позволили ему обеспечить высокое заполнение групп. Именно этот фактор является залогом успеха в сфере частного образования, где, как и в гостиничном деле, велика доля фиксированных затрат. “Если создать хорошие условия и пригласить прекрасных воспитателей, то проблем с набором детей не будет, – рассказывает Грувз, которому сегодня принадлежит менее 5% АВС. – Родители готовы ехать за многие мили, чтобы отдать детей в надежные руки”.

В 2001 г. компания провела IPO. Этот шаг обеспечил центры АВС средствами, которых так не хватает мелким конкурентам компании. Управление недвижимостью АВС доверила инвестиционным фондам, извлекая выгоду из нового для Австралии класса активов.

Поворотный момент наступил два года назад после слияния компании с крупнейшим конкурентом Peppercorn. Эта сделка стоимостью $631 млн мгновенно увеличила размер компании вдвое и создала условия для выхода на американский рынок, куда компания уже вложила $225 млн, купив две крупные сети детских центров.

По мнению аналитиков, продвижение на американский рынок будет непростым в основном из-за размера субсидий, которые в США составляют 20–25% по сравнению с 40% в Австралии. Но Эдди уверен, что субсидии – это не главное и его компания добьется успеха и на американском рынке (который в 15 раз больше австралийского), где спрос на эту услугу стабильно растет. “Сегодня в Австралии действует около 5000 центров. Без помощи правительства это было бы невозможно. Нравится это людям или нет, но детские учреждения – это важная составляющая экономического роста, – утверждает Грувз и добавляет: – В Америке ситуация не отличается кардинальным образом. Нам просто нужно выполнить тот же план, что и в Австралии”. (FT, 6.12.2006, Полина Михалева)