Новые покупки Кнастера


В середине прошлого года Pamplona Capital Management получила в управление три инвестфонда размером свыше $1 млрд. Это деньги “международных инвесторов”, говорил тогда Кнастер. Но крупнейшим из них пока является “Альфа-групп”. “Я создаю за рубежом платформу для инвестиций, которые не связаны с колебаниями [российского] рынка”, – рисовал стратегию Pamplona банкир.

Разнообразие инвестиций Кнастера впечатляет. Первой его сделкой стала покупка в прошлом году скандинавского автоперевозчика жидких химикатов ADR-Haanpaa. Летом фонд прямых инвестиций, управляемый Pamplona, выкупил контрольный пакет немецкой Amor Group, управляющей сетью из примерно 600 ювелирных магазинов. А сейчас, как рассказал “Ведомостям” Кнастер, фонд готовится закрыть сделку по выкупу у британской Johnson Matthey, крупнейшего дистрибутора металлов платиновой группы, подразделения, специализирующегося на производстве материалов для керамической и сантехнической промышленности. Вчера Johnson Matthey объявила, что сделка будет завершена в конце февраля – после получения одобрения со стороны европейских регуляторов, а ее сумма составит около 226 млн евро ($298 млн).

Еще один актуальный проект Pamplona – объединение купленной в начале года немецкой компании Otto Sauer Achsenfabric (SAF) c голландской The Holland Group. Обе выпускают автокомпоненты: оси, прицепные устройства, подъемные механизмы и ходовые части для грузовиков, тракторов и прицепов. Их слияние, говорится в пресс-релизе SAF, позволит создать “по-настоящему глобального поставщика” этой продукции, объединяющего 26 предприятий по всему миру. Годовой оборот SAF-Holland Group приблизится к 750 млн евро, а фонду Pamplona, по словам Кнастера, будет принадлежать более 60% акций.

Вчера же завершилось IPO еще одной компании, купленной фондом прямых инвестиций Pamplona. Это чешская Pegas Nonwovens, специализирующаяся на производстве нетканых синтетических тканей и суперабсорбентов, которые используются, в частности, для производства подгузников. 97,5% этой компании Pamplona купила около года назад примерно за $190 млн, из которых собственными были лишь $40 млн, рассказывает источник, близкий к Pegas Nonwovens. А для IPO на биржах в Варшаве и Праге ее стоимость была оценена уже в $267–335 млн. В общей сложности – с учетом опциона для андеррайтеров – компания продаст около 56% от нового уставного капитала (5,3 млн шт.), 38% из которых – акции допэмиссии. Вчера поздно вечером закрывалась книга заявок. По данным источников Reuters, сделка была закрыта по верхней границе диапазона. Если так, в ходе IPO компания привлекла около $188 млн, порядка $116 млн из которых заработала Pamplona.

Сейчас размер фонда прямых инвестиций Pamplona составляет около $500 млн. “К концу 2007 г. мы выберем около 80%, а дальше будем поддерживать качество инвестиций и собирать новый фонд, – делится планами банкир. – И если все будет складываться так же удачно, как сейчас, он будет раза в 2–3 больше”.

Фонды прямых российских инвестиций за рубежом можно пересчитать по пальцам, замечает международный финансовый консультант Исаак Беккер, участники этих фондов обычно инвестируют не бизнес-капитал, а часть заработанных сбережений. Это инвестиции не для любителей, они достаточно рискованны и требуют досконального знания тех рынков, в которые вкладываются, предупреждает Беккер. По словам Кнастера, активы для поглощения фонд покупает по принципу: хорошее финансовое состояние компании и разумная цена. “Мы помогаем развивать бизнес, а потом выходим из него с прибылью, – говорит он. – Убыточные активы не берем, ведь у нас нет команды управленцев для того, чтобы выводить их из кризиса”.