Поворот истории


На европейском уровне латышский балет пока не добился таких ощутимых успехов, как его ближайшие соседи – динамичные компании из Хельсинки или Вильнюса (которых не видели в Москве еще дольше). Но труппа развивается: в ее репертуаре и рабочий набор классики (три балета Чайковского, “Жизель”, “Дон Кихот”), и спектакли, сделанные в попытке угнаться за международной модой, – балеты Бориса Эйфмана, Алексея Ратманского, Раду Поклитару.

Предмет особой гордости латышей – “Опасные связи”: балет, не воспроизводящий чужую удачу, а оригинальный продукт, созданный по заказу Латвийской национальной оперы поляком Кшиштофом Пастором, музыку для которого написал Артур Маскатс.

Один из самых опытных хореографов среднего поколения – Кшиштоф Пастор профессионально скомпоновал балет, основой которого стал скорее не роман Шодерло де Лакло, а популярный фильм. Почти отказавшись от массовых сцен, хореограф попытался сосредоточиться в спектакле на психологических портретах квинтета главных героев. Однако они отличались лишь внешними и физическими данными исполнительниц: брюнетке Эльзе Леймане, обладательнице самых длинных ног в труппе, досталась роль маркизы де Мертей, техничке Юлии Гурвича – партия мадам де Турвель, а невысокая, крепко сбитая блондинка Анна Новикова изображала простодушную Сесиль де Воланж. По этому же принципу патентованный красавец труппы Алексей Овечкин был назначен виконтом Вальмоном, а плохо держащийся на красивых ногах Сергей Нейкшин соответствовал идее образа шевалье Дансени. Лишь дуэт Вальмона и мадам де Турвель стал безусловной удачей хореографа: это лирическое адажио, не отягощенное необходимостью пересказывать сюжет, выглядит струящимся безусильным потоком pas. Оно позволяет понять, как Пастор сделал себе имя одного из мастеров бессюжетных балетов в неоклассическом стиле.

“Корсар”, который в гастрольном репертуаре латышей отвечал за классику, можно было бы посчитать просчетом организаторов. Чтобы этот рыхлый, похожий на лоскутное одеяло балет выглядел шедевром, требуется выставить за вечер четырех премьеров-мужчин, двух балерин, целую армию солисток, не говоря о вышколенном кордебалете. Такое могут себе позволить лишь театры высшей лиги – уровня парижской Opera или American Ballet Theatre. К тому же худрук рижского балета Айвар Лейманис, когда создавал собственную версию спектакля “по мотивам Петипа”, не облегчил, а еще больше нашпиговал хрестоматийные шлягеры этого балета трюками, будто рассчитывал на подъезд команды виртуозов. Безусловно, не заметить корпусы, словно забранные в железные корсеты, жесткие руки, неподвижные плечи невозможно. Однако два лидера труппы – Юлия Гурвича (Медора) и Эльза Леймане (Гюльнара) – с энергией электростанций выжимают комбинации из бесчисленного количества прыжков, вращений и верхних поддержек. Байба Кокина (первая одалиска) и Сабине Гуравска (третья одалиска) пока уступают более опытным коллегам в чудесах профессиональной выдержки, но демонстрируют вкус к нюансам балетного академизма. А вся труппа самоотверженно выворачивает и тянет стопы, колени и бедра, явно к этому не приспособленные, вызывая восхищение стремлением соответствовать академическому канону, которое далеко не всегда можно обнаружить у ведущих российских коллективов.

Вероятно, Лейманис положил глаз на один из не самых востребованных классических спектаклей – дабы повысить технический тонус своей труппы. Вместе с тем история свершила поворот и “Корсар” вновь возвращает себе популярность: только в этом сезоне его собираются ставить балет Баварской оперы, одна из лучших балетных компаний Германии, и Большой театр (премьера ожидается в июне). А Латвийская национальная опера продемонстрировала редкое чутье, одной из первых обзаведясь новым репертуарным хитом.

Гастроли рижан прошли на сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, который во время своей реконструкции на условиях бартера выступал в Риге. Формат сцены обновленного московского театра укрупнил достижения латышей. А после их выступления Москву будет труднее кормить уверениями местных менеджеров, что российский балет способен выжить только благодаря проверенному репертуару.