Как зарабатывает “Проф-Медиа”


За последние два месяца “Проф-Медиа” совершил две крупные сделки: договорился о приобретении 54% акций Rambler Media Group примерно за $250 млн и 100% акций компании “Телевизионная сеть ТВ-3” за $550 млн. Для финансирования этих покупок компания решила занять $300 млн – сумму, сравнимую с годовым оборотом компании (прогноз на 2006 г. – $377 млн без учета новых приобретений).

Вчера “Проф-Медиа” привлек $250 млн, разместив дебютный выпуск кредитных нот (CLN). Двухлетние ноты выпущены с фиксированным купоном 10,75% годовых. Еще $50 млн холдингу в начале 2007 г. обещала “на схожих условиях”, как говорится в сообщении “Проф-Медиа”, одолжить Международная финансовая корпорация (IFC). Это подтвердили “Ведомостям” в штаб-квартире IFC. Обеспечением по кредитам являются акции дочерних компаний, говорится в меморандуме к размещению CLN, имеющемся в распоряжении “Ведомостей”. Продажа нот позволила компании “получить более эффективную структуру капитала и представила “Проф-Медиа” мировому инвестиционному сообществу”, говорит гендиректор “Проф-Медиа” Рафаэль Акопов.

Для этого “Проф-Медиа” пришлось подробно рассказать о своем бизнесе.

Оказалось, что в первом полугодии компании холдинга продали акции на $84 млн (в 2005 г. – $113,5 млн). Акопов объясняет это рефинансированием долга перед акционерами. Правда, в отчетности “Проф-Медиа” указано, что за полгода он вернул долгов на $17,5 млн.

Зато холдинг инвестировал более $120 млн. Из них $16 млн ушло на капитальные вложения (развитие “Синема Парк”, уточняет Акопов), $52 млн было потрачено на покупку активов (в частности, “2 ? 2”, по словам Акопова), а $54 млн – на выкуп акций дочерних компаний у миноритарных акционеров. При этом у компании достаточно свободных средств: к концу года на счетах компании скопилось $48,6 млн, а на 30 июня – $45,9 млн.

А вот рентабельностью медиахолдинг “Интерроса” похвастать не может. Консолидированная выручка “Проф-Медиа” в первом полугодии составила $164,3 млн, говорится в меморандуме. За эти шесть месяцев компания заработала $8,7 млн чистой прибыли, а рентабельность по этому показателю составила 5,3%. Для сравнения: у “CTC-Media” за это же время он получился 31,2%. Представители “Проф-Медиа” не комментируют финансовые показатели, приведенные в меморандуме. В 2005 г. доналоговая прибыль “Проф-Медиа” составила $11,4 млн, но чистая прибыль была отрицательной.

Большую часть доходов “Проф-Медиа” приносит реклама: $90,9 млн в первом полугодии (в 2005 г. – $148 млн). Из них теле- и радиореклама обеспечили $37,2 млн и $35,2 млн, а интернет-рекламы с приобретением ИД “Афиша” и входящего в него сайта www.afisha.ru холдинг в январе – июне продал почти столько же, сколько за весь прошлый год: $12,4 млн против $15,9 млн. Это отражает происходящее на рекламном рынке – по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем интернет-рекламы каждый год удваивается, а телерекламы растет примерно на 30% в год, а в печатных СМИ замедлился до 16% в 2005 г.

Еще $27 млн “Проф-Медиа” за полгода выручил от проката телефильмов и $15,5 млн – кинофильмов, а $16,4 млн – от распространения печатной продукции. По $4 млн ему принесли продажи видеокассет и подписка.

Главной статьей расходов ($24 млн за полгода) оказались расходы на печать. Далее следуют расходы на контент – $16,7 млн, на персонал – $14,4 млн, на консалтинг – $12,9 млн и на рекламу – $12,4 млн.

Такая структура расходов естественна для отрасли, говорит руководитель одной из ведущих российских медиакомпаний, за исключением одного – консалтинга. Помощь в стратегическом планировании и выработке стратегии от одной из ведущих консалтинговых компаний стоила бы несколько миллионов долларов, недоумевает собеседник “Ведомостей”. Акопов обсуждать это отказался. Представитель “Интерроса” отказался комментировать отчетность “Проф-Медиа”.