Кризис в прошлом


Наибольшую выгоду из роста рынка извлекли самые крупные авиакомпании. Объемы перевозок компаний из первой десятки (см. таблицу) увеличатся на 12%. За год подвижки среди лидеров будут минимальными. В верхней половине таблицы статус-кво сохранилось. Лидерство по-прежнему за “Аэрофлотом”. На 2007 г. авиакомпания прогнозирует более высокий рост – 14,6% без учета “дочек”, в основном за счет развития внутренних рейсов. Уверенно занимает вторую позицию и “Сибирь”. А вот идущие следом AiRUnion и “Россия” притормозили. Если в следующем году эта тенденция продолжится, их может догнать “Ютэйр”. Эта компания планирует увеличить перевозки в 2007 г. на 41%.

Авиаперевозки в России пока не пользуются массовым спросом. За год все российские авиакомпании перевозят немногим больше 30 млн пассажиров, т. е. меньше трети населения страны. Для сравнения, в США пассажиропоток авиакомпаний минимум вдвое превышает число граждан. Прошлый год стал особенно неудачным для российских авиакомпаний. Скачок цен на авиакеросин, рост расходов, задержки в обновлении парка и рост цен на билеты – все это привело к тому, что рост перевозок составил всего 3,8%. До этого темпы роста перевозок были намного выше – в 2001 г. на 15%, в 2002 г. на 8%, в 2003 г. на 9% и в 2004 г. на 15%.

Однако этот год стал переломным. За девять месяцев 2006 г. перевозки выросли почти на 9%. Если эти темпы сохранятся к концу декабря, то число авиапассажиров по итогам года должно составить минимум 38 млн человек. А выручка из-за роста цен на билеты и вовсе росла опережающими темпами. В среднем, по разным оценкам, тарифы авиакомпаний выросли на 25–30%.

Впрочем, представители обеих компаний уверены, что этого не случится. Представитель “России” объясняет стагнацию издержками реструктуризации: осенью правительственная ГТК “Россия” и “Пулково” были объединены. В AiRUnion темпами довольны и на следующий год прогнозируют более серьезный рост – 15–18% за счет открытия новых международных рейсов и пополнения парка.

А вот во второй части списка произошли серьезные подвижки. С седьмого на шестое место переместилась “Трансаэро”. В группу лидеров ворвались также “Атлант-Союз”, почти вдвое нарастивший объем перевозок, и “Дальавиа”. В 2007 г. “Атлант-Союз” рассчитывает перейти рубеж в 2 млн пассажиров, а к 2010 г. – попасть в первую пятерку российских перевозчиков.

Хуже всех показала себя чартерная компания “ВИМ-Авиа”. В 2006 г. она взлетела по объему перевозок с 42-го на шестое место. А в этом снизила обороты на 15% и опустилась на одну позицию. Гендиректор “ВИМ-Авиа” Роман Пахомов говорит, что это произошло из-за переориентации с “дешевых” направлений – Турция и Египет – на более дорогую Европу, а также развития регулярных перевозок. Последнее сопряжено с высокими затратами в период “раскатки”. Впрочем, в 2007 г. “ВИМ-Авиа” намерена все вернуть, нарастив перевозки на 20%.

Основной поток пассажиров приходится на корпоративных клиентов, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. С их стороны спрос не так зависит от цен на билеты, а деловая активность в стране растет. Кроме того, представители первой десятки авиакомпаний добавляют, что свою лепту внесли и активное расширение перевозчиками маршрутной сети и пополнение парка.

Будущий год будет еще лучше для авиаперевозчиков, уверен Рыбак. Цены на нефть, а значит и на авиакеросин, скорее всего, не будут серьезно расти. А значит, рентабельность авиаперевозок должна подрасти, перевозчики смогут пополнить парк, согласен аналитик “Траста” Евгений Шаго. Правда, в амбициозные планы лидера этого года – “Атлант-Союза” попасть в первую пятерку Рыбак не верит: слишком сильны сейчас конкуренты.