Банки поделились должниками


Коллекторское агентство “Секвойя” подвело итоги работы в 2006 г. и сделало оценку рынка сбора долгов. Как рассказал Евгений Бернштам, председатель совета директоров агентства, объем проблемных долгов под управлением агентства вырос в 7,5 раза (до $300 млн). Свою долю на рынке коллекторских услуг “Секвойя” оценивает почти в 40%.

В общем объеме просроченных кредитов порядка $540 млн (или 25–30%) находится на аутсорсинге у коллекторских агентств, подсчитали в “Секвойе”. Схожие оценки и в долговом агентстве “Пристав”. По данным ЦБ, на 1 ноября объем просроченной задолженности по кредитам населению составил около $1,7 млрд. Порядка $500 млн находится в работе у агентств, говорит директор по развитию бизнеса Сергей Шпетер.

Гендиректор Финансового агентства по сбору платежей (ФАСП) Олег Морозов отказался оценивать объем рынка и обсуждать показатели своей компании.

Хотя коллекторы работают не только с банковскими долгами, они все равно составляют подавляющую долю в их портфелях. Например, у “Секвойи” они составляют около 85% в общем портфеле. Остальная часть приходится на долги в сфере ЖКХ, на операторов сотовой связи, дистрибуторские и лизинговые компании. “Портфель долгов “Пристава” – около $60 млн, 95% портфеля приходится на банковские долги”, – рассказал Шпетер. Он связывает это и с размерами кредитов: “Если в банках только по экспресс-кредитам средняя задолженность от $500, то, например, в телекоммуникационной отрасли – $150–200”.

По словам Морозова, “в месяц ФАСП получает около 70 000 должников, а средний размер кредита – около 10 000 руб.”. Более 90% приходится на кредиты банков, говорит Морозов.

У коллекторов широкое поле для деятельности: рынок кредитования растет, а вместе с ним и объем просроченной задолженности. Между тем компания Ole Consulting от этого бизнеса отказалась. Начальник отдела по досудебному взысканию компании Ole Consulting Олег Рябоконь объясняет это тем, что многие банки самостоятельно работают со своими долгами. Кроме того, продолжает Рябоконь, “сейчас начала проявляться тенденция, когда банки скорее готовы продавать портфели долгов, а не отдавать их на аутсорсинг”. Поэтому мы переориентировались на работу с корпоративными клиентами, говорит он. Безусловно, скупка долгов выгоднее, признает Рябоконь, но для этого необходимы большие ресурсы.

Морозов не согласен. “Аутсорсинг по-прежнему востребован банками”, – уверен он. “Наряду с этим мы готовы и выкупать портфели проблемных долгов, – продолжает он. – Недавно купили портфель объемом 100 млн руб.”. Есть еще не освоенные рынки, добавляет он, приводя в пример выход своей компании в Казахстан. “Секвойя” видит для себя и новые перспективы. “В начале 2007 г. мы планируем подписать соглашение с одним из предприятий областного энергосбыта”, – рассказал Бернштам, считая работу с неплательщиками за электроэнергию перспективной.