55% на пятерых


Аналитическое агентство MForum Analytics выявило пять крупнейших федеральных участников российского рынка мобильного ритейла. По его данным, по итогам 2006 г. в первую пятерку вошли “Евросеть”, “Связной”, “Цифроград”, Dixis и Divizion – их совместная доля в выручке всех дистрибуторов мобильных телефонов достигла 55%. В зависимости от округа по итогам III квартала она составляла от 40% (в Дальневосточном округе) до 72% (Московский регион).

По данным MForum, в 2005 г. пятерка крупнейших дистрибуторов заработала 45% всех доходов от продажи телефонов в России. А на десятку лидеров тогда пришлось, как подсчитало в начале 2006 г. агентство “Сотовик”, 72% всех продаж.

По мнению руководителя отдела по связям с общественностью “Связного” Елены Ноготковой, “Евросеть” продала в этом году 35–40% всех трубок, а “Связной” – 15–16%. Доля “Цифрограда”, по ее мнению, может достичь 9–10%, Dixis – около 7%, “Беталинка” – 5–6%, Divizion – 3–4%, “Эльдорадо” – 2–3%. По мнению Ноготковой, процесс консолидации рынка мобильного ритейла близок к завершению и пять-шесть его игроков вскоре займут более 85% рынка. Директор по маркетингу “Цифрограда” Андрей Набатчиков с расчетами MForum согласен.

Руководитель службы по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева уверена, что совокупная доля рынка федеральных компаний уже превышает 55%. Правда, ее смущает то, что в первую пятерку вошел Divizion. У этого продавца большие долги перед вендорами, в совокупности на $20 млн, и рассматривать его как ведущего участника рынка нельзя, согласен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его оценке, три лидера уже сейчас занимают 63% рынка (“Евросеть” – 38%, “Связной” – 15%, “Цифроград” – 10%).

Управляющий партнер Divizion Павел Караулов оценивает долю своей компании в 10% (по количеству проданных телефонов), а разговоры о ее финансовых проблемах называет безосновательными. В следующем году Divizion рассчитывает увеличить количество салонов до 3000 и занять 12–15% рынка, говорит Караулов. Около 4% рынка, по его словам, занимают сети потребительской электроники – “Эльдорадо”, “М.Видео” и другие, а в следующем году их доля вырастет до 7%.

По прогнозам Муртазина, в 2007 г. “Эльдорадо” и “М.Видео” дополнительно увеличат продажи трубок, заняв 3–4% рынка, и вытеснят с рынка такие сети, как “Альт Телеком” и “Телефорум”.

А президент “Беталинка” Владимир Анненков удивлен, что в первую пятерку не попала его компания. Ее обороты в 2006 г. превысят $700 млн, что эквивалентно 10% рынка, уверен он.