Гонорар от Banana Mama


Заставить ритейлеров платить за фонограммы не так-то просто. На днях Московский районный суд Нижнего Новгорода удовлетворил иск Российского авторского общества и взыскал с нижегородского магазина Banana Mama 50 000 руб. в пользу авторов музыки, чьи права были нарушены. Директор местного филиала РАО Максим Королев рассказал “Ведомостям”, что Banana Mama использовала в торговых залах музыку Владимира Шаинского, Дины Романович, Бориса Савельева, Евгения Крылатова, Нонны Яковлевой, но не отчисляла вознаграждения композиторам и их наследникам. Заместитель гендиректора Banana Mama в Казани Тимур Харитонов называет решение нижегородского суда спорным и добавляет, что юристы компании будут его обжаловать. Впрочем, по словам Харитонова, сейчас компания рассматривает возможность получения лицензии РАО.

РАО впервые судилась с ритейлером, отстаивая права композиторов, говорит заместитель начальника управления сборов авторского вознаграждения и работы с филиалами РАО Дмитрий Ахмадуллин. Обычно РАО удается договориться с торговцами, обещая им скидки до 25% от ежемесячных отчислений. Величина этих отчислений зависит от размера торговой площадки: до 100 кв. м – 500 руб., свыше 5000 кв. м – 7400 руб. плюс 1 руб. за каждый квадратный метр площади.

По словам заместителя председателя правления РАО Андрея Рычагова, сборы с предприятий общепита, ТРК, кинотеатров и магазинов в этом году, по предварительным данным, выросли более чем на 20% – примерно до 730 млн руб. “Пользователи начали понимать, что закон об авторском праве нужно исполнять”, – комментирует он. Авторское вознаграждение от телерадиокомпаний, по предварительным данным, составило в этом году 430 млн руб., добавляет начальник лицензионного управления РАО Ирина Якушева. В прошлом году РАО собрало всего 1,1 млрд руб. Сколько составят совокупные сборы в 2006 г., представители РАО затруднились ответить.

Продолжает работать с нарушителями и защитник смежных прав – Российская фонографическая ассоциация. В начале этого года РФА начала рассылать по сетевым магазинам, ресторанам и фитнес-центрам письма, в которых потребовала заключить с ней договор и платить за публичное использование фонограмм. По данным директора юридического департамента РФА Ольги Кононенко, за этот год РФА собрала всего 40 млн руб. По ее словам, продолжаются “переговоры с крупными торговыми сетями, например с “Перекрестком” и “Седьмым континентом”. “Надеемся, что начнем с ними работать со следующего года”, – рассказывает юрист. “В магазинах сети “Перекресток” фоновая музыка давно не звучит, все наше звуковое пространство отдано под рекламные ролики”, – удивлен директор по коммуникациям X5 Retail Group (владеет сетью “Перекресток”) Геннадий Фролов. Он уточнил, что реклама в магазинах сети крайне востребована рекламодателями и тратить эфирное время на фоновую музыку “экономически нецелесообразно”. А вот пресс-секретарь “ИКЕА-Россия” Наталья Алтынова утверждает, что ИКЕА имеет лицензии на публичное исполнение музыкальных произведений во всех своих торговых центрах.

Сами композиторы не очень довольны тем, как защищаются их права. Львиную долю денег, причитающихся авторам, РАО забирает себе, предполагает композитор Шаинский. Он признался “Ведомостям”, что из 230 000 руб., собранных РАО за его музыку за последний месяц, он получил на руки только около 90 000 руб. Теперь он намерен перезаключить договор с РАО на более выгодных условиях.