Манипуляторов – за решетку


Борьбу с манипулированием на российском фондовом рынке Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) провозгласила одной из первоочередных задач. ФСФР подготовила поправки в Кодекс об административных правонарушениях, вводящие штрафы за манипулирование ценами в 1 млн руб. Сейчас они находятся на рассмотрении в правительстве перед направлением в Госдуму. “Чем раньше мы начнем борьбу с манипулированием, тем лучше для рынка, – говорил руководитель ФСФР Олег Вьюгин. – Сегодня нормы закона о рынке ценных бумаг запрещают манипулирование, а санкций за это не предусмотрено”. А теперь ФСФР разработала поправки, вводящие уголовную ответственность. Задача установить уголовную ответственность за использование инсайдерской информации и манипулирование ценами на финансовом рынке поставлена в стратегии развития финансового рынка, утвержденной правительством этим летом.

Спустя полгода ФСФР подготовила поправки в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс и уже согласовала их с Генпрокуратурой, ФСБ и МВД. В январе ФСФР должна представить законопроект в правительство, говорится на официальном сайте кабинета министров. Представитель ФСФР пояснил, что законопроект вводит уголовную ответственность за манипулирование ценами, нарушения при ведении реестра акционеров и воспрепятствование осуществлению прав инвесторов. Суммы штрафов и сроки заключений ФСФР не комментирует. А по словам одного из чиновников, знакомых с предложениями ФСФР, срок уголовного наказания может достигать шести-семи лет. При этом будет учитываться и возможное манипулирование через средства массовой информации, говорит он. Представители силовых ведомств отказались от комментариев.

Сейчас в УК есть несколько статей, связанных с фондовым рынком, – злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (лишение свободы до трех лет), злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации (исправительные работы до двух лет), изготовление или сбыт поддельных ценных бумаг (лишение свободы до 15 лет).

“Тема важная, но вводить уголовную ответственность преждевременно, так как еще нет точного, опробованного в судах определения манипулирования и инсайда”, – говорит председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский. Он полагает, что, прежде чем принимать решение о введении уголовной ответственности, по каждому правонарушению должна три года поработать норма небольшого административного наказания. “Мы выступим с этой позицией на правительстве”, – обещает он. Закон призван обеспечить больший порядок на рынке, поэтому оснований для возражений у чиновников нет, говорит директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин, раньше возглавлявший Национальную ассоциацию участников фондового рынка (НАУФОР). При этом Саватюгин удивлен отсутствием негативной реакции участников рынка на эти планы.

Профучастников не пугает перспектива уголовной ответственности. “Эти поправки актуальны для рынка, – считает начальник отдела трейдинга “Финама” Дмитрий Ковалевский. – Инвесторы должны знать: их права обеспечены реальными санкциями”. Конечно, уголовные расследования, которые неизбежно возникнут, могут негативно повлиять на восприятие рынка инвесторами, но это будет компенсировано защитой их прав, говорит он.

Манипулирование ценами существует на рынке и наказывать за это надо, но доказать его крайне сложно, говорит управляющий директор “Атон-Брокера” Дмитрий Старенко. Он считает, что первое нарушение должно наказываться крупным штрафом, а потом уже должен идти условный или небольшой срок: “И тогда никто не захочет ломать свою карьеру”. Если манипулирование будет определено четкими формулировками закона, то введение уголовной ответственности за манипулирование, как соответствующее международной практике, может быть поддержано профучастниками, отмечает предправления НАУФОР Алексей Тимофеев.