Иномарки одолели


По данным Ernst & Young, объем продаж автомобилей российских марок в 2006 г. составил 800 000–900 000, а новых иномарок – около 1 млн, 250 000 из которых были собраны в России. Доля “АвтоВАЗа” в общем объеме продаж составила лишь 33,5% против почти 50% два года назад.

Надеяться на то, что российским производителям удастся переломить ситуацию, уже не приходится: 2006 год стал самым урожайным на подписание соглашений по сборке иномарок в России. Volkswagen заложила первый камень в строительство завода в Калужской области мощностью 115 000 автомобилей в год. General Motors (GM) и Nissan, как и Toyota, собрались строить заводы в Санкт-Петербурге. GM планирует собирать 50 000 авто. Общая стоимость этих трех проектов вплотную подобралась к $1 млрд. Массовый приход иностранных производителей в Россию вызван окончанием действия постановления правительства о промышленной сборке, предоставлявшего льготный режим ввоза автокомплектующих, напоминает руководитель направления машиностроения и транспорта A. T. Kearney Евгений Богданов: “Крупнейшие автоконцерны приложили все усилия, чтобы вскочить на последнюю ступеньку уходящего поезда”. Благодаря этому, по оценке независимого эксперта авторынка Валерия Тараканова, в 2010 г. в России будет собрано не менее 1 млн иномарок.

Отечественные компании и сами не проявляют патриотизма. Группа “ГАЗ” сначала приобрела оборудование и лицензию на производство в России автомобилей на платформе Chrysler Sebring и Dodge Stratus, а летом объявила о покупке британского производителя легких коммерческих автомобилей LDV, выпускающего автомобили Maxus. “Северсталь-Авто” к Ssang Young в этом году добавила еще одного стратегического партнера – Fiat. Компания будет заниматься продажей машин этой итальянской марки и собирать грузовики Fiat Ducato, легковые Albea и Linea. Другие автозаводы рады начать сборку новых моделей иномарок. “Ижавто” недавно начал выпускать новую Kia Rio, а в 2007 г. поставит на конвейер Kia Sorento, ТагАЗ начнет производство старой версии внедорожника Santa Fe.

Консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев отмечает, что из российских автопроизводителей только “АвтоВАЗ” пытается разрабатывать собственные модели. Правда, теперь он будет это делать вместе с канадской Magna, с которой договорился построить второй завод в Тольятти мощностью 450 000 машин в год и стоимостью $1,7 млрд. Впрочем, противостоять натиску иностранцев “АвтоВАЗу” будет с каждым годом все труднее. По прогнозу Ernst & Young, к 2010 г. доля “АвтоВАЗа” в общем объеме продаж не превысит 28–30%.