Итоги года в Самаре: С новым мэром


ФПГ наступают

Минувший год в самарской политике характеризовался активизацией крупнейших региональных ФПГ (“Волгопромгаз”, “Волгабурмаш”, ГК “Сок” и др.). Весной 2006 г. делегаты партконференции регионального отделения “Единой России”, большинство которых контролировалось ФПГ, инициировали отставку вице-губернатора Самарской области Сергея Сычева с поста секретаря политсовета областной организации. Место занял его бывший зам Александр Живайкин. Предполагалось, что на этом посту Живайкин будет курировать избирательную кампанию спикера губдумы Виктора Сазонова, которого ФПГ уговорили баллотироваться в мэры Самары.

В конце июня с поста председателя Самарской областной избирательной комиссии был смещен Федор Садчиков, считавшийся креатурой губернатора. Дело в том, что облизбирком, как вышестоящая инстанция, вправе опротестовать любое решение горизбиркома – вплоть до отмены итогов голосования. Тогда руководитель областного департамента информационной политики Андрей Колядин признался “Ведомостям”, что инициатива облизбиркома по замене своего председателя – “не задумка губернатора”, а “попытка закрепить успех тех самых ФПГ, которые принято именовать “Антантой” или “Сокбургазом” [ГК “Сок”, “Волгабурмаш”, АДС “Волгопромгаз”]”. Двумя годами ранее Самарский горизбирком возглавил заместитель гендиректора АДС “Волгопромгаз” Сергей Семченко.

Тогда же облпрокуратура начала расследование деятельности самарской горадминистрации, и в СМИ появилась информация о готовящемся уголовном деле на Лиманского по статьям “Служебный подлог” и “Превышение должностных полномочий”.

В июле был зарегистрирован устав Самары – предмет спора противоборствующих сторон на протяжении полутора лет. Основной спор между большинством депутатов Самарской гордумы, контролируемым ФПГ, и меньшинством, сохранявшим верность действующей власти, заключался в процедуре выборов главы города. Первые ратовали за его избрание из числа депутатов гордумы и назначение наемного сити-менеджера в качестве руководителя исполнительной ветви. А “меньшевики” отстаивали прямые всенародные выборы мэра. Как только оппозиция действующему градоначальнику определилась со своей кандидатурой на предстоящих выборах, “большевикам” была дана команда срочно утвердить вариант прямого голосования.

Контрудар блока Титов – Лиманский

В конце лета блок Титов – Лиманский перехватил инициативу. В августе вопреки решению областной партконференции единороссов президиум генсовета устами своего секретаря Вячеслава Володина рекомендовал самарским коллегам поддержать на выборах действующего мэра, который накануне встретился с Володиным в Москве. За 10 дней до этой встречи самарский градоначальник, ранее ориентировавшийся на левый электорат, неожиданно заявил, что хочет стать единороссом. Заявление Лиманского о вступлении в ЕР было спешно рассмотрено генсоветом и вопреки уставу партии одобрено до истечения кандидатского срока.

17 августа на конференции самарского областного отделения ЕР большинство делегатов, в основном представлявших парторганизации сельских районов, где позиции губернатора традиционно сильны, поддержало рекомендации генсовета: Лиманский был выдвинут единым кандидатом от ЕР, а в качестве отступного Сазонов получил пост секретаря политсовета областных единороссов и заверения центрального аппарата партии в том, что он возглавит партсписок на выборах в губдуму в марте 2007 г. Живайкину было поручено курировать избирательную кампанию Лиманского в должности его первого заместителя.

Тогда же прекратились разговоры о возможности привлечения Лиманского к уголовной ответственности, прокуратура перестала реагировать на запросы журналистов о ходе расследования.

Поражение Лиманского

Выборы самарского градоначальника проходили в два тура. После первого тура сошел с дистанции занявший лишь третье место депутат самарской гордумы Виталий Ильин (бывший вице-президент ГК “Сок”). Это позволило ФПГ объединить усилия во втором туре вокруг кандидата от оппозиции – депутата губдумы Виктора Тархова и добиться успеха.

Обе стороны задействовали максимальное количество ресурсов и предприняли целый ряд PR-ходов. Тархов вызвал на дуэль Лиманского, швырнув перчатку в его портрет. Последний согласился на дебаты с Тарховым, но на телеканале, подконтрольном мэрии, и при помощи известного ведущего телепрограммы “К барьеру” Владимира Соловьева, которого пресса сразу заподозрила в ангажированности. По мнению помощника руководителя “Деловой России” политолога Андрея Перлы, этот эфир отобрал у Тархова порядка 10% голосов. 1 декабря, уже после выборов, Тархов подал в суд на Соловьева и самарскую телекомпанию “Скат”. Он посчитал, что журналист нанес ему оскорбления в эфире выездного ток-шоу, в результате которых он мог проиграть выборы.

Агитировали за кандидатов и высокопоставленные персоны. Члена Российской партии жизни Тархова хвалили ее лидер спикер Совета Федераций Сергей Миронов и сенатор Людмила Нарусова. Председатель совета директоров Самарского резервуарного завода (входит в ГК “Волгабурмаш”) Игорь Путин – двоюродный брат президента Путина – демонстративно вышел из ЕР и вступил в РПЖ, региональным отделением которой руководит Тархов.

На последней перед вторым туром неделе в Самаре высадился десант единороссов – депутатов Госдумы во главе с секретарем президиума генсовета Володиным. Предприятия и учреждения губернской столицы они открыто призывали голосовать за Лиманского, по словам члена Центризбиркома Евгения Колюшина, в нарушение действующего законодательства (депутаты Госдумы не имеют права вести агитацию, кроме как за себя). Однако, по мнению профессора социологии Самарского госуниверситета Евгения Молевича, стремление Москвы во что бы то ни стало навязать народу своего ставленника сыграло против Лиманского. Самарцы во втором туре из принципа приходили и голосовали за Тархова, полагает социолог. “Тархов выиграл благодаря усталости населения от правящей партии, мобилизовавшей московских чиновников на агитацию за своего кандидата”, – соглашается руководитель общественной организации за права избирателей “Голос” Людмила Кузьмина.

Недавно председатель ЦИК Александр Вешняков, в частности, заметил, что административный ресурс не всесилен. В качестве примера он привел выборы 8 октября в Самаре, “когда действующий мэр, поддерживаемый губернатором, в результате проиграл”.

Руководитель пресс-службы “Сока” Дмитрий Румянцев от комментариев отказался, в “Волгопромгазе” свое участие в избирательной кампании Тархова не подтвердили, но и не опровергли.

Гендиректор “Термостепс-МТЛ” (входит в ГК “Волгабурмаш”) Сергей Савельев говорит, что доволен сменой власти в городе. “Я жду, чтобы власть <...> понимала проблемы предприятий и помогала их решать, чего Лиманский никогда не делал”, – сказал гендиректор.

Итоги и прогнозы

В качестве основной тенденции года эксперты отмечают усиление влияния крупнейших бизнес-структур в региональной политике. Самарский бизнес смог одержать первую серьезную победу и постарается развить успех на мартовских выборах в губернскую думу, утверждает Лебедев из “Мастер Медиа”. А Кузьмина из “Голоса” считает главным итогом политического года ситуацию, когда губернатор уже не является “самым сильным и определяющим игроком на политическом и экономическом поле губернии”.

По мнению Молевича из Самарского госуниверситета, изменившаяся политическая ситуация в регионе вынудит Титова искать себе союзников, например, в лице новых руководителей “АвтоВАЗа” – менеджеров “Рособоронэкспорта”. “Рособоронэкспорту” удалось пролоббировать попадание в партсписки ЕР на выборах депутатов губдумы своих представителей. Президент управляющей компании группы “АвтоВАЗ” Владимир Артяков – третий в списке после Титова и Сазонова, а ранее занимавший эту позицию заместитель гендиректора “АвтоВАЗа” Евгений Юрьев переместился на восьмую строчку. Своих представителей – председателя профкома Николая Карагина и замгендиректора по производству Виталия Вильчика – “АвтоВАЗ” будет поддерживать в одномандатных округах. Кроме них в список “Единой России” после консультаций с генсоветом попали зампредседателя совета директоров “Сока” Дмитрий Богданов, замдиректора по снабжению “Волгабурмаша” Владимир Клименко, гендиректор ГК “ВИД” Сергей Черепанов, директор по металлургическому производству “Волгабурмаша” Александр Ерисов и др.

Присутствие в списках партии власти большого числа представителей региональных ФПГ эксперты объясняют стремлением сторон соблюсти обоюдные интересы.

Диаметрально разошлись мнения экспертов в оценке последствий победы Тархова для самарского бизнеса. “Будет передел собственности”, – уверена Кузьмина. Самарские ФПГ, стоящие за нынешней городской властью, постараются в максимальной степени развернуть городскую экономику в свою сторону, соглашается Лебедев.

Серьезные потрясения самарскому бизнесу не грозят, считает Перла, кроме “некоторых изменений в сфере строительного рынка – например, в части смены инструментов распределения стройплощадок”.