Как потерять миллиард


Второй год подряд выпуск крепкого алкоголя в России сокращается. Неутешительные данные Росстата свидетельствуют, что производство водки в 2005 г. сократилось на 2% по сравнению с 2004 г. – до уровня 132,4 млн дал. Участники рынка тогда объясняли, что меняются потребительские предпочтения россиян, которые снижают градус, переходя на слабоалкогольные напитки (вино, пиво и проч.).

Развитию этой тенденции способствовали законодатели. С 1 января 2006 г. вступили в силу поправки в закон “О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции”, которые ввели в обращение акцизные марки нового образца. Они были напечатаны по заявкам, которые производители сдавали в налоговую службу. Но из-за отсутствия нормативных актов, регламентирующих их выдачу, участники рынка остались без марок. Они начали поступать производителям с начала февраля, а свободный доступ к маркам открылся лишь в конце февраля. “Все это время ликероводочные заводы были вынуждены стоять”, – констатирует коммерческий директор “Русского алкоголя” Вадим Касьянов.

Но на этом испытания отрасли не закончились. В соответствии с положениями нового закона 1 июля была введена Единая государственная автоматизированная информационная система учета алкогольной продукции (ЕГАИС). Через некоторое время эту аббревиатуру узнали даже потребители. Подконтрольная на тот момент Федеральной службе безопасности структура, ФГУП НТЦ “Атлас”, не успела внедрить систему. На этот раз отрасль была парализована полностью, так как к ЕГАИС должны были быть подключены не только производители, но и дистрибуторы. “Мы занимаемся импортом и дистрибуцией алкоголя, но в июле не могли передать продукцию из одного подразделения в другое, так как товарные накладные не проходили через систему. В результате спиртное не попадало в розницу, хотя на складах продукция была”, – признается руководитель пресс-службы ILS Андрей Егоров.

Итоги года еще не подведены, но за 11 месяцев производство водки сократилось на 8,4% к аналогичному периоду прошлого года, до 104 млн дал. “Для того чтобы достичь показателей 2005 г., в декабре придется произвести почти 30 млн дал. Сделать это нереально”, – констатирует начальник управления информации и внешних связей ФГУП “Росспиртпром” Дмитрий Добров.

Официально потери отрасли пока не подсчитаны. Лишь в октябре аудитор Счетной палаты Сергей Абрамов опубликовал доклад, согласно которому бюджет в I квартале 2006 г. недополучил с отрасли 14,7 млрд руб., а производители понесли убытки в 6 млрд руб.

Сами производители оценивают свои потери выше. По оценке гендиректора “Галакты” Максима Натапова, в 2006 г. рынок сократился на 13% в натуральном выражении, а потери в розничных ценах составят $1 млрд.

Несмотря на кризис, исполнительная власть лишь однажды признала ошибки, и то с наводки президента Владимира Путина. После прямого эфира президента с гражданами премьер Михаил Фрадков назвал виновных в кризисе на алкогольном рынке – заместителю главы Минэкономразвития Андрею Шаронову, замминистра сельского хозяйства Игорю Рудене и замминистра финансов Сергею Шаталову были объявлены выговоры.

Однако и следующий год станет непростым для отрасли. Производителей алкоголя ждет установка счетчиков измерения спирта на заводах, которые в автоматическом режиме будут передавать информацию в ЕГАИС. Согласно постановлению правительства внедрение системы назначено на 1 февраля. Но с ней также возникли проблемы: необходимое программное обеспечение не разработано, около половины российских производителей не успели установить счетчики. Сейчас Минфин рассматривает перенос внедрения счетчиков на 1 июня или 1 ноября, но пока никакого документа не принято.