Мы полюбили


4. “Тигры в чайном домике” Каролин Карлсон. Гранд-дама европейского современного танца привезла в Москву эталонный спектакль – и театральная Москва ахнула.

12 фильмов

1. “Фландрия” (Flandres, режиссер Брюно Дюмон). Фильм о простых европейских парнях на войне. Мучительный, как безъязыкий Достоевский. Гран-при Каннов-2006.

2. “Доброй ночи и удачи” (Good Night, and Good Luck, режиссер Джордж Клуни). Изысканный черно-белый фильм о том, что журналистика может и должна быть благородной профессией.

3. “Ветер, который качает вереск” (The Wind That Shakes the Barley, режиссер Кен Лоуч). Выдающийся образец того, как суровая политика становится в современном кино высоким искусством. “Золотая пальмовая ветвь” Каннов-2006.

4. “Матч-пойнт” (Match Point, режиссер Вуди Аллен). Неожиданный лаконичный парафраз “Американской трагедии”.

5. “Огни городских окраин” (Lights in the Dusk, режиссер Аки Каурисмяки). История маленького человека, рассказанная минималистским языком немого кино. Никаких иллюзий, но глаз не оторвать.

6. “Завтрак на Плутоне” (Breakfast on Pluto, режиссер Нил Джордан). Современный плутовской роман, в котором в свингующем ритме смешалось все – мужское и женское, высокое и низкое, реальное и мифическое.

7. “Возвращение” (Volver, режиссер Педро Альмодовар). Впечатляющая возгонка сюжетного мыла в ранг киноклассики.

8. “Лабиринт Фавна” (Pan’s Labyrinth, режиссер Гильермо дель Торо). Самая мудрая сказка года. Сколь прекрасная, столь и жестокая.

9. “Страна приливов” (Tideland, режиссер Терри Гиллиам). Наркотический извод “Алисы в стране чудес”. Настолько же безумный, насколько волшебный.

10. “Париж, я люблю тебя” (Paris, je t’aime). Международный альманах, в котором режиссеры-французы оказались в меньшинстве и с треском проиграли иностранцам, сумевшим соединить краеведческое удовольствие с киноманским .

11. “Мое сердце биться перестало” (The Beat That My Heart Skipped, режиссер Жак Одиар). Парижская драма о преступнике, мечтающем стать пианистом. Снято и разыграно на последнем дыхании – резко, нервно, отчаянно.

12. “V как вендетта” (V for Vendetta, режиссер Джеймс Мактиг). Эффектный и крайне двусмысленный комикс, спродюсированный авторами “Матрицы”.

и 3 наших

13. “Мне не больно” (режиссер Алексей Балабанов). Никем не чаянная мелодрама Балабанова окончательно сделала его главным летописцем лихих русских 90-х: в “Жмурках” он прощался с эпохой зло, в новом фильме – элегично.

14. “Живой” (режиссер Александр Велединский). Редкая и ценная попытка соединить установку на кассовый успех с серьезным авторским высказыванием на болезненную военную тему. Велединский справился с задачей честно и как-то очень по-мужски.

15. “Свободное плавание” (режиссер Борис Хлебников). Почти документальная комедия абсурда – производственный фильм о безработице, в котором нелепые люди бестолково латают дырки в асфальте, но это вызывает не скуку, а самую искреннюю симпатию.

7 выставок

1. “Александр Родченко. Фотография – искусство” в Московском доме фотографии в Манеже. Безупречно выстроенная экспозиция самого знаменитого русского фотографа. Гений есть гений, над шедеврами время не властно.

2. “Вот. Эрик Булатов” в Третьяковской галерее. Воскрешение не мифически-ностальгической, а злобно-идеологической страны СССР в творчестве художника-нонконформиста.

3. “Едоки лимонов” Виктора Пивоварова в Московском музее современного искусства. Галерея ХL сделала эту выставку для доказательства – в искусстве современного художника есть место поэзии и пронзительной нежности. Доказала.

4. “Легкость бытия” Дубосарского & Виноградова в эллинге курортного комплекса “Пирогово”. Очевидно, лучшая из выставок современного искусства – зрелая, масштабная, лихая и наглядно показывающая, насколько глубоко это искусство входит в кризис.

5. “Павел Филонов. Очевидец незримого” в Русском музее. Самый амбициозный и спорный музейный проект года. Может быть, показывать картины в полной темноте необязательно, но лучше переизбыток эффектов, чем кураторская леность.

6. “Подарки вождям” Музеев Кремля в Новом Манеже. Самая популярная из всех нехудожественных выставок. Очереди лучше социологических опросов показали силу ностальгии по советской империи и любви к власти.

7. “Шедевры из Музея Орсе” в Третьяковской галерее. В Москве недостаток старого искусства – шедевры из лучших музеев мира к нам давно не возят. Спасибо Третьяковке, отметившей свое 150-летие вместе с французскими импрессионистами.

5 спектаклей

1. “Лёд” по роману Владимира Сорокина в постановке Алвиса Херманиса (Новый Рижский театр). Лучшие драматические гастроли года. Редчайшее счастье – наблюдать, как здесь и сейчас рождается новый театральный язык.

2. “Захудалый род” по роману Лескова в постановке Сергея Женовача (Студия театрального искусства). Принципиальная старомодность совсем молодого театра – умное и радостное чистописание, доказывающее, что театр снова может быть кафедрой, а спектакль – этическим уроком, на редкость увлекательным и своевременным.

3. “Король Лир” Шекспира в постановке Льва Додина (Малый драматический театр – Театр Европы). Аскетичная и беспросветная трагедия с подстрочником вместо стихов.

5. “Евгений Онегин” – премьера на Новой сцене Большого театра (как выразилась Галина Вишневская, осудившая спектакль, – “в театре через дорогу от Большого театра”). Режиссер Дмитрий Черняков остро обыграл в своей работе стереотипы восприятия оперы Чайковского, сложившиеся за время ее многолетней эксплуатации на исторической сцене Большого.

Мадонна