Черный день “голубых фишек”


Главная причина снижения цен на нефть – необычно теплая погода, установившаяся в Северном полушарии, считает аналитик БКС Максим Шеин. Январская оттепель в Москве, жара на Северо-Востоке США (+20 градусов) – и нефть марки WTI на нью-йоркской бирже NYMEX подешевела на 10,3% по сравнению с концом декабря до $54,13 за баррель, Brent на лондонской ICE – на 11,1% до $54,13, а российская Urals, по данным Reuters, – на 10,7%, опустившись ниже $50. Вчерашние котировки $48,49 за баррель – самые низкие с февраля 2005 г.

Падение началось 4 января на западных биржах, где торгуются депозитарные расписки на акции российских компаний. Капитализация большинства из тех компаний, которыми можно торговать через ADR или GDR, сократилась на несколько процентов. Например, “Норильский никель” подешевел на 4,5%, “Роснефть” – на 3,5%, “Лукойл” – на 6%, “Сургутнефтегаз” – на 7,4%, а “Газпром” – на 3,1%.

“Кровавая баня” – так на следующий день озаглавил свой отчет о торгах стратег Альфа-банка Кристофер Уифер. По его оценке, распродажа российских компаний была вызвана падением цен на нефть и металлы и желанием инвесторов расстаться с бумагами компаний с развивающихся рынков, особенно “товарно-ориентированных”.

Цены на металлы рухнули вслед за нефтью, уверены аналитики Deutsche UFG Александр Пухаев и “Метрополя” Денис Нуштаев. C начала года больше всех подешевели медь и цинк – почти на 12%, на 4,2–4,5% упали золото и серебро, на 6% – алюминий, на 5% – никель. Для тех, кто инвестирует в сырье, цена на нефть служит ориентиром: если она падает, игроки фиксируют прибыль по всем фронтам, объясняет Нуштаев. Подешевели даже пшено и какао-бобы, добавляет он.

Для экономики России это все равно что слону дробина. Хотя бюджет-2007 сверстан исходя из среднегодовой стоимости нефти $61 за баррель Urals, “конструкция бюджета и налоговой системы такова, что падение Urals даже до $38 оставит бюджет бездефицитным и будет влиять лишь на скорость наполнения стабфонда”, полагает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. “До критических значений [цен на сырье] мы еще очень далеко”, – уверен главный экономист по России и СНГ банка HSBC Александр Морозов. По его оценке, падение ВВП может быть вызвано лишь снижением стоимость барреля Urals до $30, причем не одномоментным, а в течение 2–3 лет, но с бюджетом и в этом случае “все будет в порядке, поскольку его дефицит с легкостью будет покрыт за счет стабфонда и заимствований”.

Сильное и затяжное падение цен на нефть эксперты считают маловероятным. Аналитики Goldman Sachs вчера снизили свой прогноз на 2007 г. с $72,5 до $69 за баррель. Они объясняют это не только погодой, но и мировой тенденцией к снижению спроса на сырьевые товары. Аналитик Argus Media Александр Ершов отмечает также спад деловой активности, характерный для конца года и начала следующего. Шеин считает минимальной экономически обоснованной ценой Brent сейчас $54–55 за баррель, ниже она опускается только усилиями спекулянтов. Эксперт полагает, что такие цены продержатся до февраля, а к марту в связи с сезонным ростом спроса вернутся на уровень $60. Еще быстрее рынок может отреагировать на возможное сокращение поставок ОПЕК (на 500 000 баррелей в сутки), полагает Ершов, а также на приостановку работы нефтепровода “Дружба” (см. статью на этой странице), если она затянется на сколько-нибудь существенный период.

Нет фундаментальных причин и для серьезного падения цен на металлы, считает Нуштаев. Средние цены на цветные металлы в наступившем году будут не сильно отличаться от прошлогодних, прогнозирует Deutsche UFG.

Однако для фондового рынка, на котором доминируют акции сырьевых компаний, падение цен на нефть и металлы оказалось чувствительным ударом.

Индекс РТС вчера потерял 6,41%, опустившись с 1922 до 1798,63 пункта, индекс ММВБ рухнул на 7,2% до 1571,93 пункта.

До окончания российских праздников ситуация на мировых рынках не изменилась, и первые же в новом году торги ознаменовались одним из самых глубоких падений фондового рынка. Подешевели все “голубые фишки”: “Газпром” – на 5,4% (на ММВБ), “Лукойл” и “Норильский никель” – на 8%, Сбербанк –на 9,4%, а РАО ЕЭС – на 7,2%.

“Рынок реагировал на безрадостную динамику ADR, которая была вызвана падением стоимости нефти и металлов со 2 по 5 января”, – утверждает вице-президент управления акций Citigroup Сергей Суверов. “Россияне добавили паники, – добавляет старший трейдер “Уралсиба” Олег Воротницкий. – Видимо, многие, вспоминая прошлый Новый год, ушли на праздники с длинными позициями и теперь, разочаровавшись, продают свои акции вне зависимости от сектора экономики”. По его мнению, глобальная распродажа закончится в ближайшие пару дней, но многое будет зависеть от динамики цен на нефть.

Едва ли в ближайшие дни будет столь же сильное падение, считает главный экономист инвестбанка “Траст” Евгений Надоршин: по его мнению, дневные колебания индекса не будут превышать 1%. Ситуация с ценами на нефть негативна для российского рынка, да и проблемы с поставками газа в Белоруссию портят настроение инвесторам, рассуждает эксперт, в то же время ликвидность высокая и в ближайшие недели она скорее всего увеличится, так что стабилизация цен на нефть либо их рост или хотя бы решение проблем с Белоруссией должны вернуть инвесторам оптимизм. Это вопрос нескольких недель, полагает Надоршин.

Но аналитики уже задумываются о том, как дальнейшее падение цен на нефть может отразиться на котировках акций. “Ренессанс Капитал” сейчас присваивает рекомендации по акциям нефтяных компаний, исходя из прогноза цен на Brent в 2007 г. на уровне $60 за баррель. Если же баррель Brent в нынешнем году будет стоить $50, то, по оценке “Ренессанса”, справедливая стоимость “Роснефти” должна упасть на 4%, “Сургутнефтегаза” – на 5%, “Газпрома” – на 9%. “В краткосрочной перспективе наиболее зависимым от колебаний цен на нефть оказывается “Лукойл” (-19%), обладающий максимальным присутствием за рубежом среди крупнейших российских предприятий сектора”, – считает аналитик “Ренессанс Капитала” Александр Бурганский. С ним категорически не согласен Шеин, который называет “Лукойл” наиболее защищенной компанией, поскольку у него хорошо развита переработка, а цены на нефтепродукты не подвержены столь резким колебаниям, как сырьевые.