ИНТЕРВЬЮ: Евгений Туголуков, председатель совета директоров “ЭМАльянса”


Карьеру в большом бизнесе Евгений Туголуков начал в группе “МДМ”, с основателями которой познакомился еще в родном Екатеринбурге. Возглавив инвесткомпанию “Ринако”, Туголуков курировал непрофильные проекты группы. А решив заняться самостоятельным бизнесом, сделал ставку на энергомашиностроение. В 2003 г. он выкупил у МДМ акции завода “Красный котельщик”, а уже через год стал хозяином еще одного ключевого предприятия в отрасли – “ЗиО-Подольска”. На базе этих активов предприниматель создал новый машиностроительный холдинг “ЭМАльянс”. Стратегическим партнером компании выступила французская Alstom, а накануне новогодних каникул совладельцем “ЗиО-Подольска” стала компания Росатома. О дальнейших планах “ЭМАльянса” Туголуков рассказал в своем первом интервью “Ведомостям”.

– До прошлого года мы строили свою стратегию в расчете в основном на тепловую генерацию, на заказы со стороны Росатома приходилось не больше 5% от общего объема производства. Планы атомщиков по масштабному введению новых мощностей действительно оказались довольно внезапными. Под их реализацию Росатом решил консолидировать ключевые предприятия в энергомашиностроении. Нам предложение поступило примерно в начале прошлого года. Сначала с предложением о продаже “ЗиО-Подольска” обращался Газпромбанк в интересах своих клиентов. На тот момент уже была видна перспектива участия в реализации программы Росатома по строительству новых мощностей, и мы начали самостоятельно вести переговоры с атомщиками. После учреждения “Атомэнергомаша” (100%-ная “дочка” госкомпании “Твэл”. – “Ведомости”) в мае была достигнута договоренность о создании совместного предприятия – “ЭМАльянс-Атома”, куда были переданы пакеты акций “ЗиО-Подольска” и “Зиомара”. Контрольный пакет в СП в конце года выкупил “Атомэнергомаш”.

– Холдинг “ЭМАльянс был создан в 2005 г. Какова была цель его создания?

– В 2003 г. положение “Красного котельщика” оставляло желать лучшего. Заказов почти не было, а выручка завода по году не превышала $40 млн. Для нас было совершенно очевидно: для того чтобы выжить в этой отрасли, нужно идти по пути укрупнения и получения доступа к новым технологиям.

Первую задачу мы решили в 2004 г., договорившись об объединении с основным конкурентом – “ЗиО-Подольск”. Контрольный пакет принадлежал нескольким топ-менеджерам предприятия, включая председателя совета директоров Владимира Овчара. Практически все они продолжили работать в объединенной компании. Совладельцы подольского завода предложение об объединении активов восприняли с энтузиазмом, и переговоры заняли не больше месяца. Первоначально речь шла именно о слиянии, но довольно быстро мы подошли к тому, что уживаться нескольким совладельцам будет трудно. Уже к концу 2004 г. был подписан договор купли-продажи, в этом же году прошла часть оплаты, а вся сделка была завершена в течение года.

– Какой эффект дало объединение предприятий в структуре одного холдинга?

– Оно позволило нам занять такую же позицию на рынке, которую занимает, например, концерн “Силовые машины”. Его часто называют лидером отечественного машиностроения, делая упор на то, что предприятия концерна произвели 70% оборудования для энергетических мощностей СССР и традиционных стран-импортеров. Но ведь в случае с “Силовыми машинами” речь идет только о турбинном оборудовании, которое в машинном зале занимает около 10%. На котел приходятся те же 10%, так что наше оборудование не менее значимо для энергетиков: угольными котлами “Красного котельщика” обеспечено до 80% станций в стране, а “ЗиО-Подольск” поставил 100% парогенераторного оборудования для всех отечественных АЭС.

– Какова структура собственности “ЭМАльянса” сейчас?

– “ЭМАльянсу” принадлежит 75% акций “Красного котельщика” и 50% минус 1 акция компании “ЭМАльянс-Атом”, которая, в свою очередь, владеет акциями “Зио-Подольска” (78,6%) и “Зиомара” (96%). Единственным бенефициаром самого “ЭМАльянса” пока остаюсь я. Но структура собственности будет меняться, причем уже начиная со следующего года.

– А чем вас не устраивает нынешняя?

– Несколько лет назад Геннадий Левченко, 16 лет возглавлявший “Красный котельщик”, в одном из интервью сказал, что акционеры приходят и уходят, а заводы остаются. Тогда как раз закончилась череда смены собственников на предприятии. Это очень уважаемый мною человек, и тогда я немного на него обиделся за эти слова. В итоге мы сработались, и сейчас, как мне кажется, он доволен тем, что происходит на заводе. Но он, конечно, был в чем-то прав. На определенном этапе развития компании в нашей отрасли оставаться 100%-ным собственником становится неэффективно. Если для дальнейшего развития необходимо привлечение партнеров, мне неважно, останусь я контролирующим акционером или нет. Кроме того, компания должна стать публичной и получить рыночную оценку.

– Каким образом будет меняться структура акционеров?

– Идеальным вариантом мне кажется сохранение контрольного пакета за несколькими крупными российскими акционерами с продажей блокирующего пакета стратегическому инвестору из числа ведущих иностранных игроков на рынке. До 20% должно быть размещено на бирже, а оставшийся пакет в 5–6% акций – распределен среди менеджмента. Соответствующая опционная программа для менеджеров уже принята советом директоров.

– Когда “ЭМАльянс” собирается размещать акции на бирже?

– Мы планируем провести IPO на российской бирже в конце 2007 г. – начале 2008 г. Сейчас проводятся необходимые подготовительные мероприятия. “Красный котельщик” уже пять лет ведет финансовую отчетность по международным стандартам. На “ЗиО-Подольске” с этим сложнее, но для размещения акций на российской бирже стандарты МСФО необязательны.

– Стратегический иностранный партнер у вас есть c 2005 г. – французский концерн Alstom. Будете продавать блокпакет акций ему?

– Пока я не могу это комментировать. Единственное, что могу сказать, – других иностранных партнеров у нас нет.

– Что именно предусматривает ваше сотрудничество с Alstom?

– Получение доступа к новым технологиям было второй стратегической задачей “ЭМАльянса”, поэтому в 2005 г. мы инициировали переговоры с целым рядом компаний, среди которых были все основные зарубежные производители энергетического оборудования. Переговоры с Alstom сначала касались размещения дополнительных заказов, а потом мы предложили более серьезное сотрудничество на российском рынке. На согласование всех параметров стратегического соглашения о партнерстве ушло около месяца. Принципиальным для нас был обмен технологиями и совместное участие в российских проектах. При этом наш партнер в отличие от того же Siemens, который тогда боролся за контрольный пакет в “Силовых машинах”, не претендовал на вхождение в состав акционеров.

– Есть ли уже результаты вашего партнерства с Alstom?

– Недавно наш консорциум выиграл тендер “Мосэнерго” на выполнение проектных работ и поставку оборудования для строительства энергоблока на ТЭЦ-26 общей стоимостью порядка 300 млн евро. В этом конкурсе соревновались крупнейшие мировые компании, такие как Siemens (вместе с “Силовыми машинами”), Mitsubishi (с “Технопромэкспортом”) и General Electric (с Iberdrola). Сам контракт во многом уникален: иностранцы впервые были допущены к строительству энергоблока в России. Но гораздо важнее, что речь идет о консорциуме в составе с российским производителем. “ЭМАльянс” будет не только поставлять традиционное для себя котельное оборудование, но и выполнять работы по монтажу и строительству, так как контракт подразумевает строительство энергоблока под ключ. Это новый для нас вид бизнеса, и он, безусловно, даст дополнительный импульс для развития.

– А как насчет обмена технологиями?

– В начале года мы рассчитываем закончить переговоры о покупке лицензии на технологию циркулирующего кипящего слоя, которая относится к современным видам сжигания твердого топлива (угля). Вопрос уже решен, остались технические детали. Эта технология обладает очень высокими экологическими стандартами и дает возможность сжигать широкую гамму твердых топлив разного качества с высокой эффективностью. До сих пор у нас, как правило, к каждому разрезу с его качеством угля требовалась оригинальная установка. Но реформа РАО ЕЭС подразумевает создание множества энергетических компаний, и не все из них пожелают зависеть от одного поставщика. Поэтому получение такой лицензии, безусловно, даст серьезное конкурентное преимущество.

– В прошлом году у “ЭМАльянса” появился еще один стратегический партнер в лице Росатома. Насколько неожиданным было для вас предложение о продаже контрольного пакета “ЗиО-Подольска”?

– Почему вы согласились на такую структуру сделки?

– Для атомщиков получение контроля было делом принципа. Мы руководствовались предполагаемой эффективностью такого сотрудничества для развития “ЗиО-Подольска”, который еще с советских времен был заточен на выполнение заказов именно для атомной энергетики. В ходе последующих переговоров была достигнута договоренность о дальнейшем слиянии “ЭМАльянс-Атома” и части активов ОМЗ – “Ижорских заводов” и Skoda JS, а также о том, что через какое-то время объединенная компания должна стать публичной. По предварительным оценкам, ее стоимость составит $4–5 млрд.

– На какую долю в укрупненной компании рассчитываете вы?

– Нам с инвесторами, интересы которых представляет Газпромбанк, предстоит разделить 49% акций. О том, в какой пропорции будет разделен этот пакет, можно будет говорить по результатам независимой оценки активов. Мы еще до планируемой сделки с “Атомэнергомашем” нанимали собственных оценщиков для оценки всего бизнеса и активов “ЭМАльянса”. Получилось около $500 млн с прогнозом увеличения стоимости компании до $1 млрд к 2010 г. Для сделки с атомщиками потребовалась отдельная оценка, которую проводил пул российских и иностранных банков. Одновременно проводится оценка активов ОМЗ.

– В начале года Росатом собирался назвать иностранного производителя, который должен будет локализовать производство тихоходной турбины в России. Как вы расцениваете шансы “ЭМАльянса” и Alstom?

– Я знаю, что “Атомэнергомаш” ведет переговоры со всеми основными производителями, включая Siemens, General Electric и др. Если им не удастся договориться по этому проекту с Alstom, для нас это будет означать, что освобождается какая-то другая ниша и можно договариваться о сборке на наших мощностях другого оборудования, например турбин. Для “ЭМАльянса” основным направлением остается традиционная тепловая энергетика. И здесь нам важно иметь возможность предоставлять заказчику комплексное решение, выступая не просто в качестве поставщика определенного оборудования, а выполняя функции генподрядчика строительства в полном объеме.

– Энергетики подсчитали, что до 2020 г. в России необходимо ввести не менее 150 ГВт новых энергетических мощностей. Готов ли энергомашиностроительный сектор к обеспечению такого объема заказов?

– Новая программа ввода энергетических мощностей, безусловно, подразумевает увеличение заказов для машиностроителей, и мы готовы мобилизовать все ресурсы для их исполнения. Но энергетики, к сожалению, до сих пор не предоставили нам четкого плана даже на среднесрочный период. Нам нужны ориентиры хотя бы на ближайшие три года. Удивляет то, что энергетические стратегии меняются, но ни одна из них почему-то не реализовывается. Например, предыдущий вариант предполагал фактически те же самые меры: снижение доли газа, увеличение количества угольных и атомных станций. Только цифры были другими. В любом случае заводы не понимают реформ и стратегий, они понимают четкие задачи, и им нужно, чтобы их реализация была обеспечена деньгами.

– Каковы прогнозы по финансовым и производственным показателям компании?

– В начале 2006 г. у нас был план по выручке в $375 млн, но из-за отсутствия ряда заказов, на которые мы рассчитывали, она будет ниже на 10%. В этом году мы рассчитываем получить около $540 млн выручки и $10 млн чистой прибыли. Значительного роста по финансам мы ожидаем не раньше 2008 г., если в следующем году начнется рост заказов со стороны энергетиков. На 2007 г., кроме контракта с “Мосэнерго”, больших проектов нет. Впрочем, в 2005 г. у нас не было программы даже на год. Надеюсь, в этом году случится прорыв и мы получим гарантии по контрактам хотя бы на последующие два года. Если это произойдет, можно будет заниматься решением конкретных проблем: привлекать финансирование, договариваться с иностранцами.

– Нужна ли консолидация в энергомашиностроительной отрасли?

– Лично я выступаю за разумную консолидацию. Совсем не обязательно концентрировать все ресурсы в рамках одной госкомпании. В идеале на рынке должно остаться несколько крупных игроков: одна госкомпания, которая одновременно будет выступать своего рода регулятором рынка, – ею вполне может стать “Атомэнергомаш” – и несколько частных компаний с миноритарными акционерами в лице иностранных стратегических партнеров. Они должны будут отвечать всем запросам рынка, предоставляя комплексные услуги по строительству станций. Такая конфигурация позволит сохранить конкуренцию и сделать рывок в технологическом плане.

– Какое место на этом рынке должен будет занять “ЭМАльянс”?

– Мы ориентируемся на лидерские позиции в России и создание конкурентоспособной компании на мировом рынке. Наша основная задача – целиком соответствовать энергетической стратегии России. Несмотря на то что стратегии меняются, в них закладывается постоянное увеличение [производства электроэнергии]. К сожалению, пока это не отражается на реальном росте заказов, но мы все равно должны быть готовы к реализации планов энергетиков в полном объеме и поэтому разработали долгосрочную стратегию развития компании в тепловом энергомашиностроении. К счастью, сейчас есть [федеральная] программа развития атомной отрасли, и мы также будем участвовать в ее реализации. Вместе с “Атомэнергомашем” рассчитываем создать новую компанию, которая станет одним из крупнейших игроков на рынке энергомашиностроения.